Впору ли Минпромторгу заниматься рыбохозяйственными НИСами?
Решение о том, что размещением госзаказа на проекты судов для рыбной отрасли занимается Минпромторг, вызывает большие вопросы у профессионалов рыбохозяйственного комплекса.
Проблема обновления научно-исследовательского флота остается одной из основных для российской рыбохозяйственной науки. Однако какими путями государственные структуры пытаются решить этот вопрос?
Министерство промышленности и торговли заключило контракт с компанией «Хотча Морское Проектирование» на разработку исходных технических требований и создание проекта большого научно-исследовательского судна «Международный» для комплексных рыбохозяйственных исследований.
По данным компании, на борту НИС будет расположено 12-15 лабораторий общей площадью около 250 м². Предусматривается наличие рыбного трюма объемом не менее 500 м³ (с температурой минус 28°С – минус 30°С) и морозильных камер производительностью не менее 15 тонн в сутки.
На судне будет размещена система динамического позиционирования DYNPOS-1 для удержания НИС на месте при выполнении исследовательских работ. Скорость при водоизмещении по грузовую марку и номинальной мощности главного двигателя при переходе будет 15, а при тралении – 6 узлов.
Мореходные качества и техническое оснащение судна будут обеспечивать проведение исследовательских работ при волнении моря до 5 баллов и силе ветра до 6 баллов, буксировку геофизических устройств – при волнении моря до 6 баллов и силе ветра до 7 баллов. Район работы НИС будет неограниченным.
РИА Fishnews.ru попросило прокомментировать эти данные директора Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Олега Лапшина.
Решение о размещении госзаказа на выполнение проектов судов у Мипромторга является ошибочным, считает руководитель КамчатНИРО. «Если уж Росрыболовству поручили оказывать государственные услуги и управлять государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, то логично, чтобы проектирование и строительство НИС также курировало Росрыболовство», – заявил ученый.
По мнению Олега Лапшина, в Минпромторге нет необходимого количества профессионалов, способных грамотно сформулировать требования к такому научно-исследовательскому судну, не говоря уже о надзоре за проектированием и последующим строительством.
Что касается озвученных показателей, то, по словам директора отраслевого НИИ, из приведенной информации по будущему судну не понятна его автономность, промысловая схема (а это для ресурсных исследований – главное!), и тяговая характеристика (то есть агрегатное сопротивление трала и скорость выполнения учетных тралений). «Также не очень понятно, какие геофизические устройства будут буксироваться и зачем они вообще, ведь такое оборудование используется в океанологических исследованиях, а не в океанографических и рыбохозяйственных», – обратил внимание Олег Лапшин.
Эксперты ранее уже отмечали, что в Минпромторге нет понимания того, какой флот нужен сегодня рыбакам. Об этом свидетельствует и практика работы с проектантами – по мнению специалистов, министерство действует в отрыве от реальных запросов рыбохозяйственного комплекса, тратя бюджетные деньги на заведомо невостребованные тунцеловы и суда по добыче ставриды.
Добавим, что в декабре «Хотча Морское Проектирование» проинформировало о завершении проекта НИС 50010 для проведения комплексного исследования Мирового океана. Работы выполнены в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016 гг.». Сообщается, что «НИС сможет выполнить комплекс научно-исследовательских работ в области промрыболовства, океанологии и биологии на основе экосистемного подхода».
РИА Fishnews.ru