Решение проблем морского образования кроется в международных стандартах
Практическими шагами по преодолению проблем, связанных с подготовкой кадров морских специальностей, могут стать новые образовательные программы, основанные на действующих международных стандартах, уверен директор Мореходного института Дальрыбвтуза Сергей Бурханов.
Проблемы, связанные с подготовкой кадров морских специальностей, носят глобальный характер и требуют незамедлительного решения – на это указывают и представители бизнеса, и специалисты отраслевого образования.
«Сегодня молодежь не стремится обучаться морским профессиям. Согласно проведенному исследованию, нехватка офицерского состава, по пессимистическому прогнозу, в 2015 году может составить 11%, - рассказал Fishnews директор Мореходного института Дальрыбвтуза Сергей Бурханов. - Справедливости ради стоит заметить, что такая тенденция характерна не только для России. Практически во всех странах, которые поставляют моряков в судоходную индустрию, имеются подобные проблемы, а центры обучения смещаются из Юго-Восточной Азии в Африку – в те страны, где обучение обходится дешевле».
Для российского морского образования к глобальным проблемам относят, прежде всего, прохождение в процессе обучения производственной практики на судах для подтверждения курсантами одобренного стажа. «Сроки прохождения практик в процессе обучения хотя и совпадают с требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования, но не отвечают требованиям МК ПДМНВ (Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года), и вуз не может гарантировано обеспечить приобретение одобренного стажа работы на судах. Наиболее остро эта проблема выражена при подготовке морских специальностей по программам среднего профессионального образования», - подтвердил Сергей Бурханов.
Также представитель Дальрыбвтуза отметил низкий уровень знаний английского языка в рамках школьной программы, что очень мешает курсантам во время практики. «Дело в том, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривает критически малое количество часов для изучения иностранного языка, - пояснил директор Мореходного института. – Между тем все основные международные конвенции и стандарты требуют применения профессионального знания английского языка. Например, в России на сегодняшний момент нет официального перевода МК и Кодекса ПДМНВ с поправками».
В подготовке специалистов морских специальностей также остро встает вопрос квалификации преподавательского состава. Суть проблемы, по словам Сергея Бурханова, заключается в том, что Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты требует от лиц, осуществляющих подготовку членов экипажей морских судов, наличие действующего рабочего диплома на уровне управления. А образовательными стандартами при реализации образовательных программ определена доля преподавателей, которые должны иметь ученую степень и (или) ученое звание. Совместить эти условия очень сложно, отметил собеседник Fishnews.
Практическими шагами по преодолению проблемы подготовки морских специалистов могут стать новые образовательные стандарты, где будет предусмотрено больше времени на прохождение плавательной практики и возможность прохождения практики в более длительные сроки (не менее 4-5 месяцев), поделился мнением директор Мореходного института Дальрыбвтуза. «А организация сетевой формы прохождения практик, создание межвузовских или межведомственных договоров предоставит возможность получения практических навыков для выполнения конвенционных требований», - добавил он.
Также, по словам Сергея Бурханова, в образовательных стандартах необходимо увеличить количество часов на освоение английского языка и профессионально ориентированного иностранного языка. «Конечно, все эти инициативы должны пройти широкое обсуждение в среде работодателей», - отметил представитель отраслевого образования.
В целом российской системе образования есть смысл отказаться от регулярно корректирующихся государственных образовательных стандартов, убежден Сергей Бурханов, а вместо этого формировать основные образовательные программы для морских специалистов, руководствуясь исключительно стандартами, принятыми международным сообществом.
Fishnews – «Молодые капитаны»