Новости
Капитан дальнего плавания, консультант по рыбному бизнесу Дмитрий ПОНЯВИН

Приливы мутных волн

В итоговом варианте поправок в закон о рыболовстве предлагается не выдавать разрешения на вылов судам построенным, отремонтированным и (или) модернизированным за рубежом. Введение этой нормы в практику полностью блокирует новострой, считает капитан дальнего плавания Дмитрий Понявин.

Главное, что держит сейчас в напряжении рыбаков – готовящиеся поправки к закону о рыболовстве. «Много видели мы желающих поднять мутную волну и половить там рыбку. Ныне, похоже, к делу подключились и профильные ведомства», - отметил капитан дальнего плавания Дмитрий Понявин в статье, опубликованной на сайте Fishnews.

Он обратил внимание, что в итоговом варианте поправок в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предлагается статью 34 дополнить частью 4.1 следующего содержания:

«На суда, построенные за пределами таможенной территории Таможенного союза иностранными судостроительными организациями, а также в отношении которых за пределами таможенной территории были выполнены работы по капитальному ремонту, модернизации и (или) реконструкции, и не прошедшие таможенное оформление, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов не выдается».

«О техническом состоянии и возрасте судов российского промыслового флота говорилось немало. Средний возраст популярных крупных пелагических траулеров типа «Пулковский меридиан» - 25 лет, траулеров «Альпинист» - 30 лет, судов прибрежного лова типа РС, МРС – 40 лет», - констатировал эксперт. Он заметил, что ввиду практического отсутствия рынка подержанных судов, обновление флота в последующие годы может происходить только за счет строительства новых кораблей.

Дмитрий Понявин привел в пример норвежцев, которые в период 2011 – 2014 гг. пополнили промысловый флот 59 новыми судами, построенными и у себя в стране, и за рубежом. Российские же рыбаки за последние десять лет построили четыре траулера: в Хорватии, Индонезии и на Украине.

«Новострой – единственная мера, помогающая решить все застарелые проблемы отрасли, такие как низкая эффективность, текучесть и недостаток кадров, должная безопасность плавания. Почему же при явной необходимости российские судовладельцы не строят корабли? Главное препятствие – неопределенность с обеспечением квотными ресурсами, - подчеркнул капитан.

Теперь в проекте поправок в закон о рыболовстве появился желаемый срок закрепления квотных долей на 25 лет. «Но станут ли рыбаки строить флот после введения в практику этой нормы? Нет! Потому что, предлагая введение части 4.1, власть вновь собственноручно блокирует новострой», - заявил эксперт. По его словам, дело не в нынешних заоблачных банковских ставках, пока делающих финансирование из российских источников затруднительным.

«Похоже, авторы поправки в закон о рыболовстве преследуют и другую цель: заставить рыбаков строить на отечественных верфях. Это идея власти не нова, как не станет новым наше утверждение, что российские верфи в нынешнем состоянии совершенно не готовы к сотрудничеству с рыбаками. Самая большая беда российских верфей – отсутствие заинтересованности входить в совершенно новую сферу деятельности и строить сложные современные рыболовные суда», - отметил Дмитрий Понявин.

Он рассказал, что российские верфи имеют «нулевой» опыт постройки морских морозильных траулеров – основы нашего промыслового флота. Некоторые попытки рыбацких компаний пробовать разместить заказы на отечественных верфях натолкнулись на неорганизованность, иногда даже неспособность обсчитать стоимость постройки, отсутствие интереса сотрудничать, очевидную сложность в кооперации и бюрократию. При этом имеются вопросы по отношению качества, цены и способности выдержать срок.

«От добра добра не ищут. Динамика развития отрасли за последние годы худо-бедно демонстрирует определенные успехи. Почему бы не оставить все как есть в плане строительства судов и их таможенного оформления? Рыбак должен иметь право выбора проекта и верфи, будь то зарубежная либо отечественная, либо их кооперации. Рыбак должен сам выстраивать отношения с таможенными и фискальными органами. Как это происходит, практически, во всем мире, где наделение квотами не увязывается с обременениями», - резюмировал эксперт.

Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.

  • Капитан дальнего плавания, консультант по рыбному бизнесу Дмитрий ПОНЯВИН
  • Флагман норвежского тралового флота - траулер «Хупен», построенный в сентябре 2013 г.
  • Назад
    Поиск по дате / Календарь новостей
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28