Барьеры создает не только национальное законодательство
Правкой только национального законодательства ситуацию с контролем и надзором не улучшить – нужно изменить процедуру рассмотрения и утверждения решений ЕЭК, отмечает член правления РСПП Герман Зверев. Доклад на эту тему он представил на конференции в рамках Недели российского бизнеса.
С 16 по 20 марта РСПП проводит в Москве традиционную Неделю российского бизнеса. На одной из конференций специалисты обсудили устранение административных барьеров и оптимизацию государственного контроля.
Новый закон о госконтроле должен помочь бизнесу
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в своем выступлении отметил: проведенный РСПП в 2014 г. опрос показал, что плановые проверки за последние два года проходили в 92,8% компаний-респондентов, а внеплановые – в 48,3%. В 2013 г. доля компаний, в которые «заходили» контрольно-надзорные органы как с плановым, так и внеплановыми проверками, была ниже. Это свидетельствует о том, что контрольно-надзорное давление на бизнес не ослабевает.
Предполагается, что снизить административный пресс поможет принятие федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации». Проект ФЗ на конференции представил статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Олег Фомичев.
Замминистра обратил внимание, то документ распространяется не только на проверки как одну из форм контроля-надзора и на отдельные его виды, а регулирует все формы, методы и виды контроля и надзора.
Ключевой новацией законопроекта заместитель главы Минэкономразвития назвал внедрение в повседневную деятельность инструментов управления рисками. Предполагается, что контрольные органы будут тщательно анализировать поступающую в их адрес регулярную отчетность и разрешительную документацию на предмет срабатывания профилей риска и выходить на проверку только в случае обнаружения соответствующих отклонений от нормальных значений показателей. По мнению Олега Фомичева, внедрение риск-ориентированного подхода позволит добиться ряда послаблений для бизнеса.
Отметим, что эксперты от рыбной отрасли также принимают участие в работе по созданию комфортной бизнес-среды. «Основные идеи законопроекта разрабатывались совместно с Комитетом РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре направляла в комитет доклад о проблемных вопросах технического регулирования рыбного рынка, с глубоким и всесторонним анализом барьеров в сфере ветеринарного контроля (надзора)», - рассказал Fishnews член правления РСПП, председатель Комиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев.
Проблемы наднационального уровня
На конференции Герман Зверев представил доклад, посвященный проблемным вопросам наднационального законодательства, регулирующего контроль и надзор. По мнению эксперта, до сих пор есть определенное недопонимание того, что в сфере таможенного, санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-санитарного контроля базовые параметры устанавливает Евразийская экономическая комиссия. Член правления РСПП привел примеры, к каким серьезным последствиям приводят дефекты регулирования на наднациональном уровне. Так, в 2010 г. Комиссия Таможенного союза утвердила решением № 299 санитарно-эпидемиологические показатели пищевой продукции. Однако в этот перечень не вошел предельный показатель глазури для рыбопродукции. В итоге на российский рынок продолжает поступать поток некачественных товаров.
«В том же 2010 году Комиссия Таможенного союза установила решением № 317 правила осуществления ветеринарно-санитарного контроля для поступающей на территорию стран – членов Таможенного союза пищевой продукции. Решение оказалось с существенным изъяном – оно уравняло отечественную продукцию, произведенную из российской рыбы и доставляемую из районов промысла в исключительной экономической зоне на таможенную территорию, с импортной продукцией, производимой за рубежом и ввозимой в страну», – отмечается в докладе.
По словам Германа Зверева, одна из причин проблем кроется в том, что внутри ЕЭК нет полноценного механизма, подобного процедуре оценки регулирующего воздействия. Это резко увеличивает риски появления нормативных актов в сфере контрольно-надзорной деятельности, создающих избыточные и бесполезные административные барьеры, уверен член правления Российского союз промышленников и предпринимателей.
Серьезные вопросы вызывает и качество внутригосударственного согласования. На данный момент оно превратилось в формальную процедуру, «в оболочку, которая скрывает лоббистские межведомственные битвы и которая не отражает в итоге действительно национальную позицию», считает эксперт.
Проблемы усугубляет отсутствие системы толкования решений Евразийской экономической комиссии.
«Приведу такой пример. В 2014 году вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции в части ее маркировки». И сразу возник вопрос: какое ведомство будет осуществлять соответствующие контрольно-надзорные функции? Летом прошлого года рыбопромышленные предприятия столкнулись с взаимоисключающим толкованием указанного регламента. Мы направили письмо в Правительство с просьбой разъяснить ситуацию и получили ответы: Роспотребнадзор ответил, что контроль за исполнением техрегламента осуществляет Роспотребнадзор, Россельхознадзор ответил, что контроль за исполнением регламента осуществляет Россельхознадзор», - рассказал Герман Зверев. В качестве еще одного примера он привел дискуссии вокруг ветеринарного контроля переработанной (готовой) пищевой продукции.
ЕЭК могла быть стать арбитром, однако она не располагает системой толкования нормативных актов, отмечено в докладе.
Эксперт уверен: в процедуры рассмотрения и утверждения решений ЕЭК нужно внести ряд изменений. Во-первых, предусмотреть полноценную оценку регулирующего воздействия проектов решений, особенно при подготовке технических регламентов, санитарных и фитосанитарных мер. Во-вторых, изменить порядок внутригосударственного согласования, предусмотрев процедуру внесения изменений в сформулированную по итогам ВГС позицию с учетом процедуры ОРВ. В-третьих, ввести процедуру официального разъяснения решений Евразийской экономической комиссии. Правкой только национального законодательства не обойтись.
Fishnews