Как закрывают дрифтер
В специальной рубрике на сайте «Открытой отрасли» можно ознакомиться с подробной информацией по ситуации с возможным закрытием дрифтерного промысла тихоокеанских лососей – документами и комментариями.
24 апреля Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона о запрете промышленного лова тихоокеанских лососей дрифтерными сетями. Депутаты, представившие документ, категорично указали на важность полного закрытия этого вида промысла: по их словам, необходимо устранить ныне существующий «пробел в законодательстве» и прекратить этот «варварский способ» добычи рыбы.
Вместе с тем при более внимательном изучении вопроса становится понятно, что его решение не столь очевидно и затрагивает серьезные социально-экономические аспекты, сообщили Fishnews в пресс-центре «Открытой отрасли». На это еще в 2009 г. обратила внимание Наталья Комарова, являвшаяся на тот момент председателем Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В тот раз Госдума отклонила документ в первом же чтении, однако нынешнее руководство профильного комитета, судя по всему, придерживается иного мнения.
Новый законопроект, предусматривающий прекращение с 2016 г. промышленного лова тихоокеанских лососей с использованием дрифтерных сетей, поступил в Государственную Думу в декабре 2014 г. Реакция Сахалинской области, чьи интересы законопроект затрагивает в первую очередь, последовала незамедлительно. О своей позиции заявили капитаны судов-дрифтероловов, депутаты областной думы и руководство островного региона.
16 российских судов-дрифтероловов ежегодно добывают около 10 тыс. тонн рыбы. Суммарная численность экипажей – не менее 500 человек. В случае принятия законопроекта уже с 2016 г. все эти рабочие места будут ликвидированы, что по отчетам за 2014 г. эквивалентно 114,3 млн. рублей перечисленных налогов в бюджет РФ и 247,9 млн. рублей выплаченных зарплат.
От решения вопроса зависит судьба населения на Северных Курилах, где рыболовство – основа экономики и лососевый промысел может осуществляться только дрифтерным способом, в силу особенностей природно-климатических условий.
Помимо социальной напряженности в Дальневосточном регионе и проблем на межгосударственном уровне этот законопроект способен создать прецедент по отмене законодательно установленных правил рыболовства. Договоры о закреплении долей квот вылова водных биоресурсов были заключены с пользователями по результатам проведенных в 2010 г. аукционов на 10 лет. Отмена государственных гарантий раньше срока не только идет вразрез с Конституцией РФ (закон получает обратную силу), подрывает доверие к законности выбранного административного решения и требует защиты интересов предприятий в судах. Это грозит и потерями для бюджетов различных уровней (за 4 года бюджет и внебюджетные фонды РФ недополучат 661,6 млн. рублей, еще 151,5 млн. рублей – в результате закрытия дрифтерного промысла предприятиями Северо-Курильского городского округа, работающими во внутренних морских водах).
Отдельного внимания заслуживают пояснительная записка к законопроекту и обоснование науки по вопросу дрифтерного промысла. Всего за пару месяцев головной отраслевой НИИ кардинально поменял свою позицию в отношении этого способа рыболовства – от однозначной поддержки до категорического неприятия (на основе анализа общей промысловой статистики и без проведения специальных исследований). В Минсельхозе и Минприроды и вовсе принимают решения, опираясь на информационные брошюры, подготовленные отдельными экспертами при поддержке международной общественной организации.
Ко второму чтению законопроекта в Госдуме подготовлена поправка, которая предусматривает отсрочку вступления в силу запрета на дрифтерный лов тихоокеанских лососей до 1 января 2020 г. – чтобы за это время оценить влияние промысла на экологию и разобраться в ситуации в соответствии с законодательством.
«Открытая отрасль» предлагает оценить ситуацию с учетом всей доступной информации о ходе подготовки поправок, их прохождении в госструктурах и доводов сторон.