Новости
Генеральный директор «Русской пелагической исследовательской компании», эксперт в области промышленного рыболовства, проектирования, судостроения Олег БРАТУХИН

Олег Братухин: Почему государство не должно дать дополнительные квоты «Русской рыбопромышленной компании»

Предложение «Русской рыбопромышленной компании» зарезервировать до 300 тыс. тонн минтая в виде квоты «под киль» фактически призвано увековечить технологическую отсталость страны в секторе сложного гражданского судостроения, считает гендиректор «Русской пелагической исследовательской компании» Олег Братухин.

Как ранее сообщал Fishnews, «Русская рыбопромышленная компания» обратилась к президенту Владимиру Путину с письмом, в котором попросила о поддержке в виде выделения дополнительных квот под обязательства построить на российских верфях 15 крупнотоннажных судов и инвестировать для этого 60 млрд. рублей. РРПК предложила главе государства изъять часть квот у части рыбопромышленников и передать ей и «ведущим компаниям отрасли» за определенные обязательства. Несколько аспектов этого предложения рассмотрел в своей статье генеральный директор ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» Олег Братухин.

«Предложение в целом можно классифицировать как «квоты в обмен на инвестиции» либо «квоты под киль». С первого взгляда может показаться, что это именно то, чего длительное время добивалось государство, – развитие смежных отраслей экономики, в частности судостроения, за счет национальных биоресурсов. Однако на самом деле предложение «Русской рыбопромышленной компании» далеко от этого», - подчеркнул эксперт.

Прежде всего он обратил внимание на объемы инвестиций и развитие отечественного судостроения. «Ведь, вероятно, главным аргументом в обращении к президенту страны является то, что компания, как известно, близкая к Геннадию Тимченко, обещает привлечь 60 млрд. рублей частных инвестиций в сектор отечественного судостроения», - отметил руководитель «Русской пелагической исследовательской компании».

Автор статьи напомнил, что в обмен на инвестиции в 60 млрд. рублей РРПК просит 300 тыс. тонн минтая в год на 25 лет. По словам Олега Братухина, это 330-350 млн. долларов дохода в год и 8,3-8,8 млрд. долларов за 25 лет.

«В вопросе же объема инвестиций в строительство рыболовных судов стоит напомнить о предложениях ряда зарубежных компаний и банков, прямо озвученных Росрыболовству и вице-премьеру Юрию Трутневу, о желании инвестировать в строительство рыболовного флота на российских верфях миллиарды долларов. И о вложении важнейшей составляющей – новых современных технологий постройки технически сложных судов гражданского назначения на небольших частных верфях при минимальном уровне капиталовложений. Ключом является наличие портфеля заказов на строительство рыболовных судов на отечественных верфях – если это случится, стекутся со всего мира и судостроительные технологии, и финансы», - уверен Олег Братухин.

Он считает, что государству для массового обновления флота необходимо сделать простую вещь – перейти на современную систему рыболовства, определяющую безальтернативную необходимость использования на национальных квотах новых технологий, самых современных решений и в конечном итоге - современных, высокоэффективных судов на уровне не ниже лучших мировых аналогов. «Механизмы известны. Обоснования понятны: государство дает квоты, но вводит механизм, который говорит, что государство заинтересовано в их наиболее экономически эффективном использовании», - отметил глава «Русской пелагической исследовательской компании».

По его словам, предложение «Русской рыбопромышленной компании» не только не обеспечивает привлечение крайне необходимых технологий сложного гражданского судостроения, но фактически призвано увековечить нашу технологическую отсталость в этом секторе судостроения.

«Как следует из текста сообщения, «Русская рыбопромышленная компания», по-видимому, предлагает строить на российских верфях лишь корпуса судов, поскольку «квоты выделяются компании-судовладельцу под каждое судно, построенное ... с минимальной спецификацией на российской верфи». Если это предположение верно, то становится понятным, откуда они собираются взять и «частные инвестиции» в объеме 60 млрд. рублей – это финансирование, выделяемое зарубежными верфями, на которые будут не только достраиваться эти суда за рубежом, но и строиться корпуса в России», - пишет Олег Братухин.

Он констатировал, что стоимость корпуса составляет 8-12% в стоимости современного рыболовного судна. Однако создание производств, связанных с разделкой стали, формированием блоков и секций и в целом корпуса судна, требует существенных капитальных затрат, которые окупаются при значительном объеме перерабатываемого металла, что при строительстве рыболовных и оффшорных судов отсутствует. «Именно поэтому ведущая страна в секторе сложного гражданского судостроения – Норвегия - не строит у себя корпуса судов, отдавая совершенно незначительную часть стоимости судна третьим странам (Румыния, Украина, Россия и др.), - обратил внимание эксперт. – По этим планам «Русской рыбопромышленной компании» мы и должны оставаться в разряде таких «третьих» стран, а фактическое строительство рыболовных судов будут осуществляться за рубежом».

По мнению Олега Братухина, для создания в России высокотехнологичного сектора следует воспользоваться опытом той же Норвегии, чтобы в короткие сроки, без существенных капиталовложений нашим небольшим частным верфям поставить на поток конкурентоспособное строительство сложных судов, отдавая незначительную по стоимости часть работ по строительству корпусов в третьи страны, в частности, находящиеся на Дальнем Востоке и располагающие самыми крупными в мире мощностями корпусообрабатывающих производств – Китай и Корею. «При этом в целях развития отечественного машиностроения необходимо предусматривать, чтобы основное комплектующее оборудование для рыболовных судов, которое у нас сейчас практически не производится, сначала хотя бы частично собиралось у нас с последующим увеличением доли производства в России», - добавил эксперт.

Таким образом, предложение РРПК не имеет отношения к развитию смежных отраслей отечественной экономики за счет использования национальных квот, резюмировал руководитель «Русской пелагической исследовательской компании».

Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews.

НазадМетки: дальний востоккитайнорвегияросрыболовствосудостроение
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31