К вопросу о строительстве рыбопромыслового флота для Северного бассейна и его ресурсном обеспечении
Власти продолжают говорить о планах по обновлению рыбопромыслового флота за счет квот вылова. Однако открытым остается вопрос, что будет с уже работающими предприятиями. Об этом – на основании конкретных цифр и примеров – пишет в своей статье заслуженный работник рыбного хозяйства, гендиректор компании «Айсберг – Норд» Виталий Касаткин.
Тема обновления рыбопромыслового флота поднимается очень давно. В последние годы активно обсуждался вопрос, где и сколько судов необходимо построить. В 2013 г. Мурманское отделение Института экономических проблем Кольского научного центра РАН по инициативе СРПС провело анализ состояния рыболовного флота Северного бассейна, состояния сырьевой базы, перспектив выделения квот по донным и пелагическим объектам на период до 2020 г., а также возможного потенциала имеющегося флота по вылову.
Анализ эксплуатационных показателей работы промысловых судов продемонстрировал, что в случае достаточного количества выделяемых ресурсов возможные расчетные объемы вылова в Северной Атлантике, в Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях могут составить 1,325 млн. тонн. В том числе 817 тыс. тонн по пелагическим видам и 508 тыс. тонн – по донным, отметил в статье для Fishnews капитан дальнего плавания, генеральный директор ООО «Айсберг – Норд», почетный председатель правления СРПС, заслуженный работник рыбного хозяйства России Виталий Касаткин.
Он констатировал, что объем выделяемых ежегодно квот для РФ в рамках межправительственных рыболовных организаций и по межправительственным договоренностям составлял порядка 800 тыс. – 1 млн. тонн. Из них порядка 50-60% приходилось на пелагические виды, 40–50% – на донные. Существующие мощности промысловых судов позволяли вылавливать до 1,315 млн. тонн, т. е. превышение мощностей над выделяемыми ресурсами составляло 30-32%, обратил внимание Виталий Касаткин. В последние годы, в связи с сокращением количества выделяемых пелагических видов, превышение промысловых мощностей по пелагическим объектам увеличилось до 40%.
«По прогнозам ПИНРО, в период до 2020 года объем выделенных квот для РФ в Северо-Западном регионе может уменьшиться до 400 тыс. тонн пелагических видов и до 322 тыс. тонн донных видов (на 30–35%). Поэтому, несмотря на списание части судов, потенциала имеющихся судов будет достаточно для выбора выделяемых биоресурсов вплоть до 2020 года и на ближайшую перспективу», - подчеркнул эксперт.
Согласно сводному перспективному плану по строительству рыболовных судов, на период до 2030 года, разработанному Минпромторгом РФ, планируется строительство 425 новых судов, в том числе 358 промысловых. Для Северного бассейна планируется, исходя из поступивших заявок рыбопромышленников, строительство 128 судов, из них 25 крупнотоннажных, 85 среднетоннажных и 18 малотоннажных, привел данные автор статьи.
Основное количество судов (108) должно быть построено на 4 верфях (Выборгский завод, завод «Янтарь», «Северная верфь» и центр судоремонта «Звездочка»).
«Практически каждая верфь должна строить в год по 8 судов. Насколько это реально, судить трудно», - отметил Виталий Касаткин.
Он также обратил внимание, что в случае выделения квоты на каждое вновь построенное судно в объеме 10–12 тыс. тонн донных объектов в год для новых судов потребуется ежегодно порядка 800–850 тыс. тонн. Такого количества донных ВБР России в настоящее время не выделяется и в перспективе такое выделение не предвидится, подчеркнул эксперт.
«В случае разового изъятия, как это предлагают в своих законопроектах Минсельхоз и Росрыболовство, до 20% квот от годового объема – это в пределах 100 тыс. тонн трески и пикши (для Северного бассейна), что обеспечит только 10 вновь построенных судов. Как быть остальным, где им брать ресурсы? И по каким критериям будут отбираться эти компании и суда? И какое количество рыбодобывающих компаний будет ежегодно разоряться?», - задается вопросами Виталий Касаткин.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.