Рыбу Волги и Каспия регулярно «заправляют» топливом
Уровень нефтяного загрязнения Волги и Каспийского моря остается стабильным и более чем втрое раза превышает ПДК, утверждают ученые. Самую «богатую» углеводородами рыбу обнаружили напротив дельты реки.
Грязнее допустимого
Волго-Каспийский регион, где располагаются нефтегазоносные месторождения и многочисленные транспортные пути, отличается повышенным содержанием нефтепродуктов в воде. Влияние нефти на качество воды и ее обитателей здесь исследуют с конца ХIХ в., рассказали Fishnews в пресс-службе Каспийского НИИ рыбного хозяйства.
КаспНИРХ проверяет Волгу и Каспийское море на наличие нефтепродуктов с 1970 г. Пик загрязнения наблюдался в 1988-89 гг., когда средние показатели содержания углеводородов в воде составляли 5-19 предельно допустимых концентраций. В настоящее время превышение норматива ежегодно фиксируется в 62-88% проб. А уровень нефтяного загрязнения в среднем за последние 10 лет наблюдений в речных и морских водах составляет 3,2 и 3,8 ПДК соответственно.
Нефть вредит и рыбе, и людям
Нефтепродукты, даже в небольших количествах, оказывают комплексное влияние на водную биоту, обращают внимание в институте. Нефтяная пленка на поверхности воды препятствует поступлению кислорода, а если эта пленка обволакивает животных, то они гибнут. Водорастворимые соединения воздействуют на нервную систему гидробионтов. Тяжелые фракции нефтепродуктов, оседая на дно, могут загрязнять придонные кормовые организмы, а затем накапливаться в рыбах, питающихся бентосом.
Бензпирены, входящие в состав нефтепродуктов, не только обладают канцерогенным действием на самих рыб, но и опасны для человека, потребляющего такой улов в пищу. При этом нормы по содержанию нефтепродуктов в рыбе еще не разработаны. Исключение - бенз(а)пирен, содержание которого нормируется в копченой рыбе и рыбных консервах. Органолептическим критерием считается отсутствие постороннего запаха и привкуса (в том числе «нефтяного»).
Что показывают пробы
Влиянию вредных веществ наиболее подвержены рыбы, образующие массовые скопления (нерестовые, нагульные, зимовальные), отмечают ученые. Именно во время нереста, нагула и зимовки стаи могут долго находиться в загрязненных местах.
Накопление углеводородов в мышечной ткани рыб Волго-Каспия институт изучает с 1991 г. В 2000-х гг. содержание углеводородов в мышцах воблы было в 1,5 раза меньше, чем в мышцах долгоживущего осетра. По предварительным результатам летних исследований 2018 г. в Северном Каспии, уровень накопления этих веществ был примерно одинаковым у воблы и осетра. Это, с одной стороны, свидетельствует об «омоложении» популяции осетра, с другой - об относительно стабильном фоновом уровне нефтяного загрязнения Волго-Каспия.
Больше всего нефтяных компонентов летом нынешнего года ученые обнаружили в годовиках леща, выловленных у острова Малый Жемчужный. Концентрация была выше, чем у взрослых рыб, и возросла по сравнению с 2017 г. Одной из возможных причин повышенного загрязнения специалисты считают расположение острова в зоне выноса вод (в том числе с нефтепродуктами) из дельты Волги. Также рыба могла «набрать» вредных веществ на загрязненных участках в Волге, где молодь проводит часть жизни перед скатыванием в море.
Fishnews