Экологи за создание природоохранного ведомства
Консультативный совет российских общественных экологических организаций выступил с заявлением о необходимости создания в новом Правительстве РФ единого федерального органа, отвечающего за постановку и комплексное решение задач в области охраны окружающей среды. По мнению экологов, его отсутствие порождает безответственность власти перед обществом за решение экологических проблем, а также осложняет России выполнение многих международных обязательств в природоохранной сфере.
В новой структуре Правительства Российской Федерации в который раз не нашлось места для отдельного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. Уже 7 лет с момента ликвидации Государственного Комитета по охране окружающей среды Россия остается единственной крупной страной мира, в которой нет самостоятельного федерального органа, отвечающего за экологическую безопасность. По-прежнему остаются под угрозой основы благополучия страны – состояние ее природных ресурсов и среды обитания как залог здоровья и процветания граждан.
Как сообщили Fishnews.ru в пресс-службе WWF России, функции государства по формированию экологической политики, обеспечению экологической безопасности и сохранению природной среды рассредоточены более чем по 5 ведомствам различной подчиненности (Минприроды России и Росприроднадзор, Ростехнадзор, Минрегионразвития, Росгидромет и др.). Это не позволяет формировать, а затем реализовывать целостную государственную политику в сфере экологической безопасности и охраны среды обитания как обязательного условия обеспечения здоровья граждан, рационального использования природных ресурсов и стабильного существования природных экосистем. Отсутствие единого федерального органа по охране окружающей природной среды порождает безответственность Правительства перед обществом за конечный результат – благоприятное качество окружающей среды, а также осложняет выполнение Российской Федерацией многих международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
Фактическая отмена Госдумой РФ государственной экологической экспертизы – ведущего инструмента обеспечения экологической безопасности страны и ее граждан – и перевод экологической экспертизы на ведомственный уровень стали печальным подтверждением продолжающейся политики «ухода» государства из сферы ответственности перед своими гражданами за качество жизни и их здоровье. Именно по этой причине потребовалось вмешательство Президента России Владимира Путина, изменившее трассу нефтепровода у озера Байкал и перечеркнувшее уже выданные всеми ответственными официальными ведомствами разрешения на реализацию этого опасного проекта.
Одним из видимых результатов устранения государства от активного участия в формировании экологической политики и контроля за соблюдением государственных интересов стал переход всех крупных и средних российских компаний на собственное правотворчество в сфере проведения оценок воздействия на окружающую среду. Оказавшиеся на международном рынке один на один перед скоординированными действиями конкурентов, использующих инструменты экологической безопасности, российские компании оказались неконкурентоспособными и были вынуждены обеспечивать участие общественности и населения в оценке своих планов и проектов развития, вопреки российскому законодательству.
Анализ состояния окружающей среды в нашей стране показывает прогрессирующее ухудшение ее качества, в первую очередь обусловленное отсутствием действенных систем управления в этой области. Без возрождения единого федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды одинаково недостижимы экологическое благополучие страны, дальнейший подъем экономики, повышение качества жизни и здоровья населения, обеспечение национальной безопасности России. Поэтому Консультативный Совет Российских общественных экологических организаций призывает все партии, участвующие в предстоящих выборах в Госдуму России, все политические и общественные силы страны поддержать необходимость создания единого федерального органа, отвечающего за постановку и комплексное решение задач в сфере охраны окружающей среды.