Предложения рыбаков Севера к 36-й сессии СРНК
На расширенном заседании правления Союза рыбопромышленников Севера обсуждены предложения мурманских рыбодобывающих предприятий к 36-й сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая будет проходить с 20 октября 2007 г. в Санкт-Петербурге. Одним из первых рыбопромышленники намерены поднять вопрос, связанный с добычей трески.
Как сообщает специальный корреспондент РИА Fishnews.ru, на 2008 г. ИКЕС предлагает установить ОДУ по треске в 409 тыс. тонн (уменьшение на 20 тыс. тонн по сравнению с 2007 годом). Рыбаки считают, что с учетом снижения несанкционированного промысла, принимая во внимание благоприятные прогнозы и состояние всей популяции северо-восточной трески, необходимо увеличить ОДУ трески на 2008 год до 550-560 тыс. тонн.
Мурманские судовладельцы обосновывают свое предложение тем, что у России и ее зарубежных партнеров по соглашениям существуют разные оценки ОДУ и по перелову трески.
Береговая охрана Норвегии совместно с Бергенским институтом морских исследований полагают, что на 2007 г. ОДУ по треске был установлен оптимальный объем в 429 тыс. тонн. В основу такого расчета вошли данные ИКЕС, исходя из оценки Арктической Рабочей группой промыслового запаса трески на начало 2007 г., равного 1226 тыс. тонн и с учетом, якобы, выявленного в 2005 г. 35% перелова в 166 тыс. тонн (сверх ОДУ в 471 тыс. тонн).
ВНИРО был не согласен с оценкой ИКЕС по величине ОДУ и с норвежскими расчетами по перелову. Обоснованность материалов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии относительно ошибочности норвежских расчетов по перелову подтверждается результатами выгрузок российских судов в иностранных портах в связи с введенной системой отчетности по НЕАФК, начиная с мая 2007 г. Так, по данным Россельхознадзора, за период с мая по сентябрь 2007 г. российские суда произвели 600 выгрузок в иностранных портах практически без серьезных замечаний. Такая же ситуация – и в ходе проверок в ИЭЗ РФ Баренцева моря.
Что касается пикши, то судовладельцы Мурманска подчеркивают: начиная с 2001 г., промысловый запас пикши пополнился и оценивается на уровне выше среднего. Это подтверждают и ученые, и комиссия ИКЕС. Поэтому ОДУ по пикше на 2008 г. должна быть выше уровня 2007 г.
Специализированный промысел палтуса российский флот с 1992 г. не ведет. Палтус в основном вылавливается в качестве прилова при промысле трески и пикши. Его количество в улове не должно превышать 12% в каждом отдельном и 7% в выгружаемом улове. Благодаря установленному запрету на траловый специализированный промысел запас палтуса увеличился. Это подтверждается максимальной производительностью научных судов, а также увеличением прилова при промысле других донных видов рыб. Установленные величины прилова палтуса не позволяют рационально осваивать донные биоресурсы, заставляя рыбаков менять позицию и покидать продуктивные районы промысла.
В связи с ростом численности палтуса рыбопромышленники считают, что в случае установления ОДУ на палтус он должен быть разделен на равные доли, так как является совместным запасом. Если ОДУ не будет установлен, то российской стороне на переговорах с норвежцами необходимо настаивать на прилове палтуса при промысле других видов рыб до 20% в уловах и до 15% на борту при выгрузке.
На 2006 год России было выделено 10 тыс. тонн сайды в качестве 49% прилова при промысле донных видов рыб. Российские рыбопромышленники и ученые считают, что сайда часть своей жизни проводит в российской экономической зоне и должна относиться к совместному запасу. Прилов сайды в норвежской зоне не должен мешать также освоению квот по сельди и путассу.
В 2007 году впервые, после длительного перерыва, российским рыбакам было выделено 5000 тонн сайды на прямой спецпромысел и 15 тыс. тонн в качестве 49% прилова при промысле донных видов рыб.
Учитывая, что промысловый запас сайды увеличивается, рыбаки Севера настаивают на увеличении объема прямого промысла сайды до 10 тыс. тонн и в качестве прилова до 15 тыс. тонн.
Что касается промысла сельди, необходимо сохранить достигнутые соглашения на пятисторонних консультациях на 2007 г. по выделению разовой квоты сельди в объеме 13,6% от ОДУ и на ведение ее промысла российскими рыбаками по всему ареалу обитания (Норвежская экономзона, Ян-Майен, Шпицберген, открытая часть Норвежского моря).
По данным ученых, запасы окуня-клювача находятся в депрессивном состоянии. Начиная с 2003 г., России запрещается вести спецпромысел окуня в норвежской зоне. При промысле других видов рыб Норвегия разрешает его прилов, начиная с 2005 г. в объеме не более 15% в каждом отдельном улове с ограничением в 2 тыс. тонн.
Вместе с тем российские рыбаки считают, что запасы окуня начали восстанавливаться. В сезон выхода окуня в район промысла трески (Медвежинско-Шпицбергенский район и НЭЗ), ограничения по его вылову по существу блокируют траловый тресковый промысел и невольно делают российских рыбаков нарушителями правил рыболовства. Необходимо разрешить прилов окуня до 49%, не ограничивая специальным лимитом, что ни в коей мере не нанесет ущерба запасам.
Промысел зубатки для российских рыбаков ограничен объемом в 2 тыс. тонн. В связи с досрочным выбором квоты зубатки в 2006-2007 гг. рыбаки не могут вести достаточно успешный спецпромысел трески и пикши, опасаясь задержания судов из-за прилова зубатки.
Необходимо установить квоту зубатки на прямой промысел в количестве 3 тыс. тонн, а в случае выбора квоты – разрешить ее прилов в количестве 10-15% в каждом улове при траловом промысле и до 49% при ярусном промысле квотируемых видов.
Также важными мурманчане считают условия, при которых проходит морской рыбный промысел.
Учитывая значительные потери в связи с частыми закрытиями промысловых районов в рыбоохранной зоне Шпицбергена из-за значительного прилова молоди, рыбопромышленники предлагают введение таких ограничений производить по согласованию сторон на основании предложений научных организаций и анализа фактических данных промысловых судов.
С целью минимизации потерь от применения штрафных санкций в связи с непреднамеренным незначительным переловом квотируемых биоресурсов, или биоресурсов, добытых в качестве прилова, необходимо, по их мнению, ввести понятие «случайный» (или «неизбежный») улов, прилов.
Также мурманчане просят соответствующие органы Норвегии и России при определении районов (акваторий) для проведения стрельб или учений учитывать наличие в этих районах промысловых судов, осуществляющих активную производственную деятельность.
И наконец, для рыбного бизнеса крайне важно, чтобы был сохранен существующий порядок выдачи разрешений на промысел рыбы обеими сторонами (по спискам судов).