Россия должна сохранить статус великой морской державы
Именно такое условие, по мнению Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, является необходимым для обеспечения национальной безопасности страны. Об этом было заявлено на парламентских слушаниях, прошедших накануне в Совете Федерации и затронувших тему состояния правового обеспечения национальной морской политики России и стратегии его совершенствования.
Статус морской державы России был основательно подорван в 90-е гг. Поэтому сегодня, по мнению Сергея Миронова, приоритетными задачами в сфере морской политики должны являться: создание современного отечественного морского транспорта; развитие инфраструктуры российских портов и модернизация гражданского и военного морского флота. «Россия должна быть готова к освоению морских ресурсов, транспортировке растущего объема грузопотоков и пассажирских перевозок, защите своих транспортных коридоров. Нам необходимо своевременно реагировать на существующие и возникающие угрозы. Именно поэтому я говорю о том, что нам нужен сильный, мощный как военный, так и гражданский флот», – сказал он.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Совета Федерации, большое внимание на парламентских слушаниях было уделено и проблеме браконьерства. «Сегодня в этой сфере дела обстоят крайне неблагополучно, – отметил Сергей Миронов. – До 80% российских морских богатств, добытых в нашей 12-мильной зоне, выловлены браконьерским путем. Это недопустимо! В связи с чем необходимо серьезно ужесточать наказание за браконьерство».
Задачи парламента в реализации морской политики, по мнению Председателя СФ, заключаются в усилении парламентского контроля за всеми нюансами реализации морского законодательства, а также расширении межпарламентского сотрудничества с зарубежными коллегами по вопросам совершенствования международного морского права.
Совет Федерации уделяет большое внимание вопросам морской политике, создана специальная профильная Комиссия, разрабатываются необходимые законодательные акты. На заседании было отмечено, что членами СФ подготовлен и направлен в Госдуму проект технического регламента о рыбном промысле и рыбном хозяйстве.
Говоря о законотворчестве в сфере морской политике, Сергей Миронов подчеркнул, что Совет Федерации проявляет интерес к региональным законодательным инициативам: «На местах зачастую виднее, как сделать правильно, как сделать лучше. И там рождаются интересные здравые идеи, которые Совет Федерации будет и впредь активно поддерживать».
В заключение своего выступления на парламентских слушаниях спикер поддержал обращение председателя Комиссии СФ по морской политике Вячеслава Попова о необходимости проведения мониторинга ситуации в российских портах в плане безопасности судов. Предложение было внесено Комиссией СФ в связи с трагическими событиями в Керченском проливе в начале ноября.
Проблемы в деятельности внутреннего водного транспорта, состояние морских и речных портов России стало темой выступления главы Комиссии СФ по морской политике Вячеслава Попова. «Серьезного прорыва в сфере морской деятельности нет, законодательство отстает от требований жизни», – резюмировал он в своем докладе.
Развитие водного транспорта – это долгосрочная стратегическая задача России. Последние годы растут темпы развития внутреннего водного транспорта, создается соответствующая законодательная база, констатировал Вячеслав Попов. Из 60 законопроектов, в обсуждении которых Совет Федерации и принимал участие, принято и вступили в действие 20 законов, внесших коррективы в налоговое, и транспортное законодательство, регулирующих рыболовецкую деятельность.
Однако ряд законов, по мнению главы Комиссии, принят с существенными недостатками и желаемого результата не было достигнуто. Так, закон о реестре судов принят, а суда не спешат переходить под флаг Российской Федерации. Многие законы грешат избыточным количество отсылочных норм, что провоцирует произвол чиновников. В связи с этим необходимо принимать больше законов прямого действия, считает Вячеслав Попов.
Приоритетными направлениями, требующими законодательного регулирования, по его мнению, являются самые «проблемные отрасли». Это рыбопромышленная отрасль, судостроение и судоремонт, деятельность морских и речных портов. Необходимо внесение изменений в бюджетное, налоговое, земельное и водное законодательство, считают в Комиссии СФ по морской политике.
«Нужен экспертный анализ, ревизия действующего законодательства и создание новых законов, которые будут реально решать существующие проблемы и помогут сделать конкурентоспособным внутренний водный транспорт», – заявил Вячеслав Попов. При этом он заметил, что инициатива по подготовке новых законов должна исходить от федерального парламента, региональных парламентов, а не на 80% от Правительства, как это происходит сейчас.
В своем докладе он предложил пути повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и российских портов. «Учитывая объективные минусы наших портов (месторасположение, удаленность от больших судоходных путей и т.д.), необходимо проводить последовательную политику по предоставлению портам налоговых льгот. Вполне оправданной мерой было бы освобождение портов от ряда налогов, – убежден Вячеслав Попов. – Необходимо увеличить капитальные вложения в восстановление внутренних водных путей, состояние которых уже давно не соответствует экономическим потребностям страны».
Были отмечены существующие проблемы восполнения национального флота, который обеспечивает сегодня около 4% перевозок внешнеторговых грузов. Отмечалась необходимость дальнейшего роста производственных мощностей отечественных портов, увеличения грузовых терминалов, развития портовой инфраструктуры.
По итогам парламентских слушаний был принят ряд рекомендаций