Считаем шаги
В 2007 г. российскими рыбаками побиты сразу 2 исторических рекорда: по добыче сайры (107 тыс. тонн) и тихоокеанских лососей (325 тыс. тонн), о чем с гордостью заявил Андрей Крайний, побывавший в Мурманске в рамках турне вице-премьера Дмитрия Медведева. Глава Госкомрыболовства вкратце осветил итоги управленческой работы за время своего руководства отраслью и дал оценку происходящим изменениям.
На борту ледокольного спасательного судна «Стахановец», принадлежащего ФГУ «Мурманрыбвод», Андрей Крайний рассказал о законотворческой деятельности комитета в прошедшем году. Главное достижение – принят и введен в действие закон о поправках к закону «О рыболовстве…». Поправками закреплен исторический принцип наделения предприятий биоресурсами, увеличено время пользованиями долями квот до 10 лет. Аукционы будут проводиться только для вновь вводимых объектов промысла и для тех квот, которые будут изыматься у браконьеров. Причем, предстоит четко прописать, за какие нарушения квоты будут изыматься. Будут серьезно снижены ставки за пользование ВБР (при поставке на российский берег – всего 10% ставки сбора). Для осуществления контроля с 2009 г. вводится обязательная поставка уловов из ИЭЗ и районов промысла на континентальном шельфе на таможенную территорию РФ.
– Наверное, это не совсем актуально для Северного бассейна, потому что с норвежцами была проведена большая работа в предыдущие годы, – сказал Андрей Крайний. – Это больше касается Дальнего Востока, где за границей на нашей браконьерской рыбе выросла целая индустрия.
Руководитель Госкомрыболовства РФ сообщил, что к 1 июня 2008 г. его ведомство должно подготовить 24 постановления Правительства РФ для того, чтобы закон получил соответствующие инструменты и начал действовать.
– Постановлением Правительства примем единый порядок портового контроля. Сократим количество контролирующих организаций, которые имеют право досматривать корабль, пришедший с моря, – пояснил Андрей Крайний. – Особенно это касается ветеринарии. Если Россельхзознадзор хочет проверить качество рыбы, то инспекторы должны выйти в район промысла, провести анализы и сказать, что этот район свободен от заболевания. Второе, мы должны определить четкие временные рамки осуществления контроля: допустим, 2 часа.
Кроме того, Госкомитету по рыболовству предстоит колоссальная работа по составлению единого рыбохозяйственного реестра, чтобы избавиться от компаний-рантье, у которых нет флота, которые только торгуют долями квот, полученными в свое время по историческому принципу.
Отвечая на вопрос корреспондента РИА Fishnews.ru о подходе к распределению долей биоресурсов нескольким компаниям, которые принадлежат одному судовладельцу, Андрей Крайний заявил, что проблем у таких компаний не будет. Но сейчас самое время укрупнять рыбодобывающие предприятия. Доли квот, таким образом, вырастут, и впоследствии можно будет избежать многих организационных проблем внутри самих форм.
В комиссию по подготовке проекта постановления Правительства РФ приглашаются местные рыбопромышленники. Документ должен быть готов к концу апреля, поэтому судовладельцы будут иметь возможность объединить свои мелкие предприятия уже в преддверии выхода Постановления правительства.
Что касается Мурманского морского рыбного порта, то ситуация здесь остается тяжелой. Корабли не могут заправляться не только топливом, но и пресной водой. Осенью Андрей Крайний пообещал вернуть порту сданную в аренду на невыгодных условиях нефтебазу. Нынче он подтвердил, что помнит о своих словах:
– Работа идет, и я полагаю, что в скором времени, уже этой зимой, будут положительные результаты.
Также осенью шла речь о расширении деятельности порта в связи с разворачивающимися в Мурманске нефтегазовыми проектами. «По договору с Газпромом: пока, что называется, на договоре чернила не высохли, рано об этом говорить. Переговоры идут и, я полагаю, они завершатся успешно», – обнадежил мурманчан руководитель Госкомрыболовства.
По словам Андрея Крайнего, долгожданная рыбная биржа должна начать работать не позже 1 января 2009 г., а в тестовом режиме она начнет действовать уже в марте-апреле. Госкомитет разошлет предложения стать учредителями биржи всем крупным рыбопромысловым компаниям с таким учетом, чтобы из региона была как минимум 1 компания, а лучше 2. Участие крупного бизнеса самим бизнесменам даст некие гарантии и возможность контроля. И в то же время придаст больше значимости бирже.
– Когда мы говорим о поставках на российский берег, то компания может работать через биржу или по прямым договорам. Когда говорим о поставках на экспорт – продажа только через биржу. Это нормальная международная практика. Мы должны помочь рыбному бизнесу выйти из тени и начинать работать прозрачно. Принцип биржевой торговли таков, что продавца и покупателя можно будет увидеть только тогда, когда сделка закрывается. То есть когда вы покупаете рыбу на бирже, сговор исключен, чтобы не получилось так: компания «Х», продает треску на экспорт своей же оффшорной компании «Y». И при этом цены становятся реальными.
Планируется и возврат российских судов в Мировой океан. В 2008 г. Госкомрыболовство организует научную экспедицию в юго-восточную часть Тихого океана (ЮВТО), за 200-мильные зону Перу и Чили. Сами эти зоны, где ранее велся российский промысел, теперь закрыты. Андрей Крайний подчеркнул, что «впервые за последние два десятка лет отправляем туда экспедицию. В 2002-2003 гг. там было одно судно АтлантНИРО, которое показало, что в этом районе достаточно много рыбы. Нынче хотим подтвердить это экспедицией из нескольких судов. Нужны документальные данные о наличии запасов».
Первые 2 шага в создании экономических условий для обновления рыбопромыслового флота, как считает глава рыбной отрасли, уже сделаны. Квоты будут распределяться на 10 лет, что станет основой для планирования строительства судов и материальными основаниями для кредитов. Вторым шагом Андрей Крайний назвал договор с Россельхозбанком.
– С 1 января 2008 г. Россельхозбанк будет ежегодно выделять 50 млрд. рублей на рыбную отрасль. Сейчас надо сделать третий шаг – субсидировать ставки рефинансирования для тех, кто строит флот. Если Россельхозбанк может дать кредит под 12% годовых, то мы изыщем возможность платить банку 8% из федерального бюджета, чтобы для судовладельца кредит стоил 4% годовых. Это очень щадящие условия. И кредит должен быть лет на 5, лучше на 8. За это время можно не только построить корабль, но и окупить его. И еще для решения наших проблем всерьез думаем о привлечении какой-то государственной лизинговой компании, либо о создании новой, которая будет заниматься только этим. Если у некой существующей лизинговой компании будет к нам отношение нормальное, то не нужно создавать новое.