Развитие или выживание?
Сегодня на заседании Правительство России обсудило ряд вопросов о мерах, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса страны. На рассмотрение министрам глава Госкомрыболовства РФ Андрей Крайний представил проект концепции федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 гг.»
Сдерживающими факторами развития рыбохозяйственного комплекса, по мнению руководителя Госкомрыболовства РФ, в настоящее время являются технологическая отсталость и высокий износ основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность рыбохозяйственного комплекса, снижение научного потенциала, а также неразвитость рынков рыбных товаров и низкая конкурентоспособность самой продукции.
Одной из основных проблем отечественного рыбоперерабатывающего комплекса является исчерпание потенциальных возможностей материально-технической базы. В целом по стране остается низким уровень использования мощностей рыбоперерабатывающего производства. Опережающий рост цен, особенно на топливо и другие ресурсы текущего производственного потребления, обуславливает рост издержек предприятий, занятых промыслом и переработкой водных биоресурсов. Переломить ситуацию с обновлением производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса без соответственной государственной поддержки в ближайшее время не удастся. Кроме того, существует острая необходимость системного подхода к формированию благоприятного режима обслуживания рыбопромысловых судов и продукции из водных биоресурсов в российских морских портах.
В соответствии с основными направлениями Концепции развития рыбного хозяйства до 2020 г. и поручением Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 31 августа 2007 г. Госкомрыболовством разработан проект концепции федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 гг.», в котором предусмотрен перечень мер по развитию рыбоперерабатывающего комплекса, портовой инфраструктуры.
В ходе реализации Программы предполагается строительство и модернизация 493 рыбопромысловых и рыбоохранных судов, реконструкция 14 морских рыбных терминалов в морских портах, строительство и реконструкция 90 рыбоводных заводов в 22 субъектах Российской Федерации, обновление и модернизация рыбообрабатывающего оборудования на предприятиях рыбопереработки. Объем финансирования мероприятий Программы составит 61,6 млрд. рублей, больше половины которого составляют бюджетные средства.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, в своем выступлении Андрей Крайний перечислил ряд конкретных мероприятий, направленных на стимулирование развития аквакультуры, оптимизацию инфраструктуры и повышение привлекательности отечественных портов для рыбаков, создание условий для строительства и модернизации российского рыбопромыслового флота за счет государственного лизинга на льготных условиях, организацию ведения экспедиционного промысла водных биоресурсов в конвенционных и открытых районах Мирового океана. Причем он подчеркнул, что данные меры, в том числе субсидирование процентных ставок по кредитам, на протяжении ряда лет применяются в сельском хозяйстве, транспортном комплексе, текстильной промышленности и других отраслях экономики.
Для решения проблемы снижения научного потенциала он призвал отказаться от выделения научных квот отраслевым научно-исследовательским институтам с одновременной компенсацией недостающих для проведения научных исследований средств из федерального бюджета. Крайне нуждается отечественная наука и в обновлении флота как для работы в экономзоне и перспективных для промысла районах Мирового океана, так и в прибрежной зоне России. Все это также требует выработки особой стратегии.
С продовольственной безопасностью страны напрямую связано состояние рыбного рынка, который в настоящее время характеризуется недостаточной организованностью, отсутствием увязки производственных и логистических процессов, большим количеством посредников и, как следствие, высокими ценами на продукцию. Порядка 33% внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта, существенная часть которого является переработанными водными биоресурсами, выловленными российскими промысловыми судами, и поставленными зарубежным компаниям в виде сырья. Дополнительным сдерживающим фактором развития рынка являются высокие железнодорожные тарифы при транспортировке рыбной продукции с территории Дальневосточного федерального округа в западные регионы страны. Удельный вес тарифа в оптовой цене рыбной продукции составляет около 20%.
Поэтому для развития рынка и повышения конкурентоспособности рыбных товаров необходимо принять меры, которые включают поощрение переработки выловленных водных биоресурсов на российском берегу, снижение транспортных расходов, создание действенного механизма биржевой и аукционной торговли рыбопродукцией, считает Андрей Крайний.