Экологи против дрейфующих сетей
Всемирный фонд дикой природы (WWF) поддержал требование камчатских депутатов и рыбаков о запрете крупномасштабного дрифтерного промысла лосося в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Экологи призывают отказаться от промысла дрейфующими сетями, который приводит к гибели морских птиц и млекопитающих, сделав выбор в пользу экологически чистого лова ставными неводами.
Фонд уже много лет ведет кампанию за существенное ограничение или запрет японского дрифтерного промысла в российских водах. По словам руководителя Морской программы WWF России Константина Згуровского, дрифтерный морской промысел лосося существует в США и Канаде, но там нет многокилометровых дрифтерных «стен смерти», которые выставляют японцы в нашей зоне. «Исследования, проведенные в Беринговом и Охотском морях при поддержке Фонда и опубликованные еще в 2004 г., показали, какой урон морским экосистемам приносит этот промысел. Гибнут морские млекопитающие – киты, дельфины, ластоногие – котики, сивучи, морские птицы. Среди них и краснокнижный белоспинный альбатрос, их в мире осталось около 1200. Кроме того в нынешней ситуации очень трудно осуществлять эффективный контроль над этим промыслом, что приводит к перелову наиболее ценных видов лосося», – негодует эколог.
Как показывает практика, не оправдывает себя и научный дрифтерный промысел, сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе WWF России. Информация, полученная наблюдателями с судов-дрифтероловов, в процессе научного лова, представляют собой сомнительную ценность. По данным председателя Комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике Законодательного Собрания Камчатского края Романа Гранатова, в уловах отечественных дрифтеров присутствует только нерка. А это значит, что на каждые 400 тонн добытой нерки приходится до 600–1000 тонн выброшенной за борт кеты и горбуши, которые нагуливаются в том же районе. При этом также гибнут неполовозрелые лососи, обитающие в поверхностных водах, в которые опускаются десятиметровые дрифтерные сети – «стены смерти».
Шестнадцати отечественным дрифтерам в этом году увеличивают квоту до 14 тыс. тонн нерки – это в 3 раза больше, чем объем допустимого улова нерки в бассейне реки Камчатки, осуществляемый ставными неводами. Лов же ставными неводами у берега, при условии соблюдения всех правил рыболовства является экологически чистым. Его легче контролировать, при этом отсутствует проблема прилова и уменьшаются затраты в сравнении с промыслом в океане. Кроме того рыбаки, получив участки в долгосрочную аренду, ловят «свою рыбу», помогают охранять нерестилища от браконьеров. Развивается береговая инфраструктура, создаются рабочие места, а раз увеличивается занятость – снижается бытовое браконьерство, полагают камчатские законодатели.