Опасные гости дальневосточных морей
Одной из важнейших экологических проблем морской среды в настоящее время является вселение видов (инвазия). В значительной степени она обусловлена бурным развитием судоходства и переносом экзотических видов с помощью судовых балластных вод. Впервые исследованиями данной проблемы в дальневосточных морях России займется Центр мониторинга морских биоинвазий и балластных вод при Институте биологии моря ДВО РАН.
Экономические потери, связанные с расселением видов в мировом масштабе, составляют более 10 млрд. долларов в год. В 2007 г. специалистами Института биологии моря ДВО РАН совместно с Администрацией порта Владивосток в рамках целевой комплексной программы ДВО РАН «Биологическая безопасность дальневосточных морей РФ» впервые для России начаты практические работы по исследованию населения судовых балластных вод.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в Институте биологии моря им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской Академии наук, основная задача Центра – поэтапная ратификация программы Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими в портах России. Центр мониторинга морских биоинвазий и балластных вод при ИБМ ДВО РАН является единственным научным подразделением на Дальнем Востоке России, способным решать на современном уровне задачи Международной конвенции. Сотрудники Центра – высококвалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт гидробиологических исследований. Ими изучена и адаптирована методология исследования судовых балластных вод и осадков, разработанная специалистами мирового уровня. Проводятся сбор, обработка и анализ информации о морских биоинвазиях в дальневосточных морях России, передаваемой в базу данных PICES NISIS. В настоящее время список видов-вселенцев, находящихся на разных стадиях акклиматизации, включает 48 позиций.
Так, последние исследования показали присутствие в заливе Восток опасного «иммигранта» – асцидии Ciona savignyi, несущего реальную угрозу приморским хозяйствам марикультуры. А в будущем ситуацию усугубит ожидаемое экономическое развитие Приморского края, из-за чего последует резкое увеличение антропогенного пресса на прибрежные экосистемы залива Петра Великого. В частности, с началом функционирования нефтепровода системы Восточная Сибирь – Тихий океан с объемом экспорта 80 млн. тонн нефти, более 800 супертанкеров дедвейтом 150-300 тыс. тонн в год будут транспортировать нефть из России, одновременно способствуя интродукции огромного числа видов-вселенцев.