Нет закона – не будет инвестиций
В числе проблем, рассмотренных в Астрахани на выездном заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, были и проблемы воспроизводства ВБР. По словам председателя комиссии Виктора Зубкова, государственные рыбоводные заводы будут акционированы и наряду с воспроизводством займутся выращиванием товарной рыбы. Реально ли это в нынешних условиях?
Чтобы сделать этот бизнес привлекательным и для самих будущих акционеров, и для инвесторов, государству нужно создать условия для развития этого вида деятельности. В отличие от некоторых экспертов, РИА «Fishnews» видит камень преткновения для инвесторов не в отсутствии консолидации участников и активов, а в отсутствии права собственности на выращенное.
Бесспорно то, что существенной прибыли для окупаемости инвестиций можно достичь только за счет реализации товарной продукции. Для предприятий, которые способны выращивать продукт в закрытом цикле – в собственном пруду или в заводском цеху до товарного веса – окупаемость вполне реальна, и здесь речь может идти об акционировании и привлечении инвестиций. Однако, что делать с государственными предприятиями, занимающимися воспроизводством с целью сохранения и приумножения вида в реках, озерах, на морском побережье?
Поскольку все ВБР, которые выпущены с заводов в виде молоди – это федеральная собственность, то просто ловить что-либо и продавать предприятия не имеют права. Например, чтобы лососевым рыборазводным заводам зарабатывать на товарной рыбе, им необходимы квоты на вылов. Следовательно, сначала им нужно предоставить рыбопромысловые участки, которые в России закрепляются на 20 лет на основании конкурса между пользователями ВБР. Впервые такие конкурсы проводились в этом году на основании утвержденной Правительством конкурсной документации, в которой ни единым словом не упомянуты рыбоводные заводы. Принято несколько критериев оценки: сумма, которую предприятие может заплатить за участок, наличие стационарного завода по переработке ВБР, объемы собственной переработки ВБР, степень занятости населения в работе, – но участие в воспроизводстве или иных мероприятиях по сохранению ресурса никого не интересовало. Получается, что рыбоводные заводы лишены права на участок, и соответственно на квоты.
Следовательно, рыбоводным заводам необходимо создавать особые условия на право обладания квотами. Сколько это может занять времени – сказать проблематично, поскольку все знают скорость прохождения и принятия документов, регламентирующих поле, на котором сталкиваются различные интересы. Это касается и долгожданного ФЗ «Об аквакультуре», на который рыбоводы и мариводы возлагают большие надежды. Но он до сих пор даже не разработан в нужной степени: слишком специфическая отрасль и слишком много специфики в каждом виде культивирования. Хотя именно этим правовым актом могли решиться основные проблемы воспроизводства.
Что касается окупаемости за счет добычи иных разрешенных к вылову ВБР, то на них тоже нужны квоты. Но к концу года все они будут поделены между уже имеющимися пользователями. Согласно нашему законодательству, новые, дополнительные объемы квот, если такие будут возникать (в новых районах промысла, на вводимые в промысел виды), должны закрепляться за пользователями только через аукционные торги. Рыбозаводы смогут покупать квоты на аукционах? У них есть на это деньги?
Есть еще один путь. По планам Федерального агентства по рыболовству, все рыбные НИИ будут жить на бюджетные средства, а так называемые научные квоты у них отберут. По мнению МЭРТа и Минфина, эти «освобождающиеся» квоты тоже должны выставить на аукцион. Рыбаки же ходатайствуют перед ФАРом за включение этих дополнительных квот в общий объем на распределение. Решения пока нет. Как нет и решения о переводе всех НИИ на полностью бюджетное финансирование. Когда это произойдет – неизвестно. Однако именно эти квоты можно будет дать рыборазводным предприятиям при соответствующей правовой базе, которую тоже нужно будет создать.