Зачем нашей стране аквакультура
В 2006 г. на китайских пресноводных и морских плантациях было произведено 67,3% от мирового аквакультурного производства. В соседнем Приморье, где сосредоточен основной марикультурный потенциал России, объемы выращенной товарной продукции составили 1339,9 тонн или 0,01% китайской марикультуры.
Почему в нашей стране, обладающей второй в мире по протяженности береговой линией, столь ничтожны показатели в этом виде хозяйственной деятельности? По мнению экспертов, негативные социально-экономические показатели характерны для всего комплекса российского прибрежно-морского природопользования. Россия – единственная из европейских стран, не имеющая отчетливо сформулированной политики в сфере охраны и управления ресурсами прибрежной зоны. Отсутствуют законы, регламентирующие деятельность на этой границе суши и моря, нет законодательно утвержденных базовых понятий. Пятнадцать лет ждали нового закона о рыболовстве и неизвестно – сколько будем ждать законов об аквакультуре и прибрежных зонах.
Юридический вакуум можно объяснить тем, что в России на морских побережьях проживает всего около 10% населения страны, включая ареалы крупных городов Санкт-Петербурга, Сочи, Калининграда, Владивостока, Мурманска, Махачкалы, Новороссийска. А на побережье Дальнего Востока живет чуть более 1,5% россиян. И год от года это население уменьшается. Федеральное собрание и правительство, по всей видимости, решают более насущные на их взгляд проблемы, а не текущие законодательные потребности ничтожно малой доли населения страны.
В последние годы отток населения в дальневосточном регионе составил 1,1 млн. человек, или 14%. Округ утерял параметры устойчивого развития. Численность населения уменьшилась на 1/3, при этом трудоспособное население сократилось, а нетрудоспособное увеличилось. Рыболовством и переработкой рыбной продукции стало заниматься в трое меньше людей, зато в 100 раз увеличилось количество безработных, которые пробавляются случайными заработками и браконьерством. Такая отрицательная динамика объясняется снижением производства рыбной продукции на Дальнем Востоке на 40%, а в Приморском крае – почти на 60%. Кроме того, по ряду причин ОДУ в водах Приморья осваивается только на 20–30%.
Полный текст статьи размещен в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.ru