Время не терпит
Искать правых и виноватых в ситуации, сложившейся вокруг тарифов на железнодорожные перевозки рыбопродукции, можно еще долго. Вот только времени на подобные дискуссии не осталось, ведь уже с 1 января многократно возросший поток рыбы, поступающей с промысла, необходимо будет обеспечивать транспортом.
С вступлением в действие поправок в закон о рыболовстве поток рыбы на берег через российскую таможню увеличится на 20-30%. И вполне естественно, что с нового года возникнет вопрос доставки возросших объемов рыбопродукции из приморских регионов в центральную часть России. И если прежде рыбопроизводителям еще можно было рассчитывать хоть на какие-то мощности самих портов в ожидании транспорта, то сейчас действующих холодильников попросту не хватит, чтобы покрыть возросший поток сырья.
Так что избежать этой проблемы, к сожалению, не удастся. Поэтому, так или иначе, решение искать придется. Это осознают обе стороны – и руководство отрасли вместе с рыбаками, и сами перевозчики в лице “Российских железных дорог”. Вместе с тем, компромисса по данному вопросу достичь пока так и не удалось.
Как прокомментировал ситуацию РИА Fishnews.ru руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, суть проблемы заключается еще и в том, что альтернативы железнодорожным перевозкам для основной части «рыбных» регионов попросту нет: «Если, скажем, в Мурманске еще существует возможность доставки рыбопродукции при помощи автомобильного транспорта, то с Дальнего Востока кроме как по железной дороге доставить рыбу невозможно», – констатирует собеседник агентства.
Разницу в способе доставки отражают и цифры. В качестве примера представитель ведомства привел данные, которые представил губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов на последнем селекторном совещании, которое проводил первый вице-премьер Виктор Зубков.
Так, доставка тонны рыбопродукции в ив-термосе из Мурманска в Москву обойдется производителю в 3220 руб. По тому же маршруту автомобильным транспортом перевозка обойдется уже в 2000 руб. При этом составляющая ОАО «РЖД» в тарифе равна примерно 938 руб., а их дочерней компании – ОАО «Рефсервис» – около 2286 руб.
Кроме того, на совещании были приведены и другие факты, подтверждающие возможность сохранения стабильности собственной экономики перевозчиков даже при снижении тарифов на железнодорожный транспорт. Стоит взять хотя бы вагоны, зачастую возвращающиеся из того же Мурманска после разгрузки порожними, а по сути – перевозящими воздух… Та же ситуация наблюдается и в дальневосточных регионах.
«Достаточно сложно аргументировано оппонировать или поддерживать эту дискуссию с коллегами из ОАО «РЖД», – согласился Александр Савельев. – Но даже те данные, которыми мы располагаем сейчас (в частности, о простаивающих десятках секций рефрижераторов в том же Владивостоке), указывают на то, что потенциал у перевозчиков достаточен, и его необходимо реализовывать. Тем более что времени для решения этой проблемы у нас осталось совсем немного – поток рыбы с начала января многократно увеличится, а на перегруженные холодильники в портах рассчитывать не стоит».
Нелишним здесь было бы напомнить и о другом факторе, который может послужить дополнительным катализатором в данной ситуации – его роль сыграл разразившийся общемировой финансовый кризис. На этом фоне (при верном анализе ситуации) и самим перевозчикам было бы интересно поддерживать отношения с отраслью, продемонстрировавшей достаточный запас экономической прочности.
Fishnews.ru