Несовершенство законов – основа коррупции
Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с Комитетом по правовым и судебным вопросам провел конференцию на тему «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства».
Правоприменительная практика показывает – в действующем законодательстве есть серьезные пробелы и лазейки для нечистых на руку чиновников. Таков был исходный посыл и лейтмотив прозвучавших на конференции выступлений. Участники дискуссии – представители профильных федеральных и региональных ведомств, научных учреждений и реального сектора экономики – подчеркивали необходимость общественной экспертизы, публичного обсуждения принимаемых исполнительной властью решений и нормативно-правовых актов в сфере природопользования.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Совета Федерации, открыл конференцию председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. В соответствие с утвержденным в июле 2008 г. в России национальным планом противодействия коррупции в Совете Федерации разрабатывается проект действий. Поле действий для законодателей с точки зрения изъятия коррупционной составляющей из действующих законов более чем широкое, уверен сенатор.
Благое желание «не оставить без контроля» ни одну сферу жизнедеятельности на практике оборачивается избыточным администрированием, которое хотя и «молчаливо», но явно приветствуется органами исполнительной власти, отметил он.
«Масштабы коррупции в недропользовании огромны и их истоки – несовершенство российских законов. Поэтому надо сосредоточиться на содержательной части законов, внимательно анализировать, как они применяются чиновниками на практике. Особенно много правовых ниш, дающих простор чиновникам, находится на стыке отраслевых законов», – заявил Виктор Орлов и привел в подтверждении своих слов ряд конкретных примеров.
Особенности выдачи поисковых лицензий и порядок лишения этих лицензий, отнесения водного объекта к «пруду» или «водохранилищу», установление неких пределов по объемам добычи полезных ископаемых и условий для производственной деятельности рыболовецких предприятий – все это решается чиновниками по своему усмотрению. Четких критериев, как надо принимать решения по этим вопросам, в законах нет, как нет и прав у предприятий регулировать эти вопросы по своему усмотрению, заметил сенатор. Почему обязательна переработка добытых морепродуктов, почему рыбохозяйства заставляют то укрупняться, то разукрупняться? Кто уполномочен это решать, и не здесь ли кроются истоки браконьерства в рыбной отрасли и процветания коррупции?
Очевидна неприемлемость единых нормативов и стандартов в недропользовании для разных климатических зон, разных видов недропользования, считает Виктор Орлов. Надо переходить на более гибкое и прямое законодательное регулирование вопросов природопользования. Завершая выступление, он сделал вывод о необходимости более глубокой законодательной и общественной экспертизы принимаемых законов на предмет коррупционной составляющей.
Руководитель профильного подразделения Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением природоохранного законодательства Владимир Киселев подтвердил наличие устойчивой тенденции роста правонарушений в этой сфере. Преодоленная планка в 200 тыс. выявленных правонарушений за первое полугодие текущего года – это двукратное превышение прошлогоднего показателя. Основной вид правонарушений, по информации представителя Генпрокуратуры, – подкуп должностных лиц для выдачи регламентной и разрешительной документации. В огромной степени создает потенциальную базу для коррупционных решений региональное и местное нормотворчество, отметил. Проверками в субъектах Федерации выявлено более 10 тыс. нелегитимных нормативных актов «местного изобретения», регулирующих и регламентирующих вопросы природопользования.
Представитель Торгово-промышленной палаты РФ Лариса Ветошкина также подтвердила озабоченность производственников, малого и среднего бизнеса ежегодным ростом зарегламентированности и чиновничьего регулирования в сфере недропользования и охраны окружающей среды. Предприятиям трудно получить лицензии, практически невозможно подготовить все требуемые документы.
Одна из причин несовершенства законов – внесение в срочном порядке большого количества правок между первым и вторым чтением закона, считает представитель ТПП. «Эти поправки нам не показывают, и не обсуждают ни с общественностью, ни с бизнесом, а просто ставят их перед фактом в день опубликования закона – наступило 1 января – знакомьтесь и выполняйте. И так происходит слишком часто», – отметила докладчик. Гораздо правильнее, подчеркнула она, было бы обсуждать законы, а также все поправки к ним, причем выслушивать мнения всех регионов – и Москвы, и Камчатки.
По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции приняли рекомендации в адрес исполнительной и законодательной власти по совершенствованию законодательства в сфере недропользования, лесо- и водопользования, охраны окружающей среды и экологии.
В целях обеспечения эффективного противодействия коррупции, считают участники конференции, необходимо внести изменения в законы «О недрах», в лесной и Водный кодексы, закон «О размещении заказов на поставки товаров. Выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Речь идет об уточнении основных понятий и определений, устранении избыточного администрирования в управленческой, экспертной и контрольной сферах, а также совершенствовании законодательных норм по проведению конкурсов и аукционов.
Совету Федерации рекомендовано регулярно проводить мониторинг правоприменительной практики природоресурсного и природоохранного законодательства с целью устранения потенциально коррупциогенных норм.
Fishnews.ru