Кто откроет рыбе путь?
Лососевая путина в нынешнем году отличилась не только небывалыми уловами, но и масштабами, в которые переросли извечные проблемы: для дальневосточных рыбаков и портовиков как никогда остро встала проблема отправки рыбы в центральные регионы России.
Главная причина – нехватка рефрижераторных вагонов. Об этом говорится каждый год, но проблема не решается.
Так, по словам генерального директора ООО «ДальРыбПорт» Людмилы Талабаевой, рыбопродукцию возить, по сути, не на чем: «На сегодняшний день в порту лежат заявки на отправку десятков вагонов, у причалов стоят суда с более 14 тыс. тонн рыбопродукции! А мы не можем их отправить, потому что не в чем! Ситуация с каждым днем становится все более критической. Если в июле к нам поступило 38 тыс. тонн рыбопродукции, то в первой декаде на подходе уже более 39 тыс. тонн рыбы. А свободных мест в холодильниках всего на 8 тыс. тонн!»
Изменить что-либо портовики не в силах. Остается лишь ждать, когда вернутся из центральных регионов переработанные составы, а это – 30-40 дней. Притом даже пришедшие в край секции не сразу попадут в порт: приходится подолгу ждать, пока их дотянут во Владивосток после соблюдения всех формальностей.
Альтернативное решение проблемы предложили сами железнодорожники: руководство ОАО «РЖД» и его дочернее предприятие ОАО «Рефсервис» выступили с идеей перевозки рыбы не в привычных рефсекциях, а в так называемых «термосах» – специальных теплоизолированных вагонах, которые удерживают температуру на уровни –18 градусов без дополнительного охлаждения. С учетом особых условий на перевозку этого груза дается 10 суток.
РИА Fishnews.ru уже сообщало, что на прошлой неделе экспериментальный ускоренный рефрижераторный поезд успешно совершил такой «бросок» из Владивостока в Екатеринбург. Скоропортящийся груз – живая рыба – следовал по железной дороге, аналогично пассажирским поездам, т.е. по расписанию и в режиме «зеленой волны».
Однако на деле эксперимент вылился в массу проблем. «Мы сразу согласились участвовать в этом проекте, тем более что идея железнодорожников действительно оказалась очень хорошей и своевременной, – рассказывает Людмила Талабаева. – Вот только на деле, к сожалению, все происходит по принципу «хотели как лучше, получилось как всегда». Три недели понадобилось, чтобы отправить первый ускоренный поезд, а из 37 запланированных вагонов вышло только 15! Бюрократия на железной дороге страшенная. Столько народу было задействовано в этой организационной работе, а отдача – мизерная! – сетует гендиректор «ДальРыбПорта». – Нас пригласили поучаствовать в проекте, и нам же пришлось взять инициативу на себя – запрашивали, звонили, связывались с руководством ДВЖД, просили ускорить работу. Рыба-то ждать не будет! Но вместо консультаций получили одни проблемы».
К тому же, как нарочно, железнодорожники выбрали самую неудобную станцию назначения – Свердловск-Сортировочная, где нет условий для нормальной выгрузки, и грузополучателям пришлось в жару перегружать рыбопродукцию на машины, чтобы доставить к месту назначения.
Подскочили и провозные платежи одного вагона в ускоренном проезде – со 103 тыс. рублей до более чем 400 тыс. рублей, а это весьма заметно скажется на цене рыбы для конечного потребителя.
Понятно, что использование «термосов» – дело нужное. Но все это половинчатые решения, считает руководитель рыбного порта. На сегодняшний день имеющегося количества подвижного состава все равно недостаточно, а через какие-то 5-10 лет мы можем и вовсе лишиться рефрижераторного транспорта по причине завершения срока службы.
Вместе с тем, «инструменты» решения проблемы строительства находятся ближе, чем кажется: и в России существуют компании, способные качественно выполнять строительство нового рефрижераторного состава, имея хороший опыт проектирования и постановки на производство подвижного состава, согласно всем требованиям. Были бы средства и желание не только частных компаний найти «выезд» из тупика.
Правда, надежда на то, что дело все же сдвинется с места, у рыбаков и портовиков появилась: впервые за много лет нашлась структура, взявшая на себя ответственность не только за вылов рыбы, но и за весь остальной широкий круг рыбохозяйственных вопросов. «Мы обратились к руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему с просьбой помочь нам с решением проблемы отгрузки рыбы с Дальнего Востока. И не только навести порядок с отправкой «термосов», но поддержать инвестиционные проекты по строительству новых рефрижераторных вагонов, – сообщила РИА Fishnews.ru Людмила Талабаева. – Надо хорошо подумать, как это лучше сделать: с помощью государственных дотаций на изготовление рефсекций или путем частно-государственного партнерства, эффективность которого уже доказана во всем мире при реализации многих инфраструктурных проектов. Но понятно, что лишь совместно мы сможем найти достойные пути выхода из сложившейся ситуации», – уверена она.
РИА Fishnews.ru