Торговцы ждут обвала цен
На фоне огромного потока рыбы в дальневосточных портах падение цен стало настоящей бедой для рыбаков. Основная причина простаивания рыбы в холодильниках – не в нехватке рефвагонов, а в открытом демпинге на рынке и отсутствии централизованного покупателя.
Комментируя корреспонденту РИА Fishnews.ru сложившуюся ситуацию на рынке рыбопродукции, коммерческий директор ОАО «Дальрыба» Константин Кодолев назвал нынешнее падение цен настоящей бедой. «Цены уже упали очень сильно и продолжают снижение. Например, в прошлом году в разгар сезона горбуша продавалась по 53 рубля, а сейчас ее не берут и за 33 рубля. Рыбаки просто не могут найти покупателей».
На вопрос, чем вызвано отсутствие спроса, наш собеседник отметил следующее:
– Это можно лишь частично связывать с отсутствием вагонов на железной дороге. В большей степени на это повлияла огромная PR-кампания в отношении успешности нынешней путины, развернутая накануне на всех уровнях. Ведь все знали и ждали огромного потока рыбы в дальневосточные порты, рыбаки, портовики подготовились по-своему, а коммерсанты и перевозчики – по-своему.
– Сегодня нет большого игрока на рынке, который бы закупал рыбу централизованно, заключал контракты заранее, например, для нужд армии, флота и т.д., занимался логистикой, – продолжает Константин Кодолев. – Коммерсанты, зная, что рыбы много, ждут, что мы будем продавать ее за бесценок. Они просто ждут обвала цен. Падение цен на лосось потянуло за собой обвал цен на всю остальную рыбу. А это настоящий демпинг. Так, например, мы не можем продать камбалу и окунь-терпуг (по 40 рублей за кг). В рыбной отрасли на оптовом рынке налицо рецессия, в то же время в рознице цены не снижаются. Так, самая дешевая горбуша в магазине стоит не менее 60 рублей за кг.
Однако вывезти рыбу в центральный регион России можно, уверен представитель «Дальрыбы»: «Рефсекции есть, только очень дорогие. Еще в мае-июне стоимость отправки рефсекции (порядка 170 тонн рыбы) в центральный регион не превышала 600-700 тыс. рублей, сегодня эта цифра перевалила за 1,8 млн. рублей. За срочность доставки цена услуги подскакивает до 2,5 млн. рублей».
При этом стоимость подвижного состава складывается из стоимости тарифа и стоимости мехсекций. Железнодорожный тариф для всех одинаковый, а мехсекции находятся в собственности у других структур (в частности, у дочернего предприятия ОАО «РЖД» – «Рефсервиса»), именно их стоимость и увеличивается.
Помогают в сложившейся ситуации только братья-китайцы. «Видя такое глобальное падение цены на лосось, они его покупают и перераспределяют. Правда, опять же, снижают при этом тариф, – продолжает Константин Кодолев. – Но даже при этих условиях китайцам продавать сегодня выгоднее, чем российским покупателям. Чистая стоимость рыбы – 1600 долларов за тонну на условиях продажи в порту Китая на борту судна. Плюс доставка до Китая обходится приблизительно в 200 долларов на тонну, из которых 80 долларов – фрахт, 20 долларов – грузовые, остальное – пошлина. Получается, что на килограмм – 20 центов (60 копеек) затрат против 1–1,5 рублей на кг за доставку в центральную часть России».
Сегодня, по словам коммерческого директора «Дальрыбы», рыбакам навязывают торговлю: «Но мы хотели бы заниматься только своим делом – ловить рыбу и перерабатывать ее».
«Обычно мировой рынок на горбушу опускался до 1800 долларов за тонну. Первые продажи в этом году были 2200 долларов за тонну на условиях с борта судна в порту Китая. Сегодня же цены упали до нижней границы. Дальше – некуда, иначе мы просто не сможем покрывать расходную часть. В таких условиях проще остановить промысел», – констатирует собеседник агентства.
РИА Fishnews.ru