Закон изменяют, если он не отвечает требованиям времени
Боюсь ошибиться, но, по-моему, впервые за последние десять лет, если не больше, в Сахалинской областной Думе рассматривали не просто вопрос или очередную слезную просьбу к федеральным властям, а самый настоящий проект федерального закона. Называется он скромно – «О признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Поскольку название законопроекта ни о чем читателям не говорит, сразу же скажем, что речь идёт о внесении изменений в закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», принятый ещё 30 ноября 1995 года. Позднее в него не раз вносились изменения. О том, как это нередко происходило, хорошо говорит знакомая всем шутка – «Сегодня депутаты Госдумы, не приходя в сознание, приняли закон о …».
Как известно, в каждой шутке есть доля истины, и мы до сих пор расхлёбываем и никак не можем расхлебать многие депутатские новации: принять закон бывает гораздо легче, чем внести в него хотя бы незначительную поправку. Так, например, уже много лет происходит с Лесным кодексом, которыйрешительно запрещает использовать лесные угодья в целях рыболовства – а зачастую это просто береговая песчаная или каменистая полоса без малейших признаков хоть какой-то древесной растительности. И в этот участок не пригодной ни для чего суши нельзя, например, вбить даже кол для крепления невода: сразу привлекут к ответственности за нарушение законодательства. Вот и думай, в каком состоянии находились принимавшие этот закон избранники народа.
Законопроект, инициированныйдепутатами облдумы, и, в частности, рыбопромышленником Дмитрием Александровичем Пашовым,призван избавить рыбаков от излишних требований о необходимости присутствии должностных лиц пограничной службы при перегрузах уловов.
Возможно, тогда,двадцать лет назад, подобное требование и былооправдано – морское браконьерство процветало. Но сейчас оно в значительной степени «рассосалось», рыбацкий флот в массе своей стал законопослушным, а анахронизм в виде обязательного присутствия при перегрузах уловов ВБР человека в погонах так и продолжает существовать – портить жизнь рыбакам, наносить огромный экономический вред предприятиям отрасли, а значит – и стране. Да и сами пограничники уже длительное время выступают за то, чтобы исключить эту статью из текста закона, которая заставляет их нести дополнительную и не оправданную в наше время ничем нагрузку. Многие офицеры уже стыдятся выполнять роль тальманов и пересчитывать рыбьи хвосты.
Сейчас как при промышленном, так и при прибрежном рыболовстве уловы ВБР, а также произведённая из них продукция подлежит доставке в порты или в определённые органами госвласти прибрежных субъектов места доставки, где они подвергаются проверке. При таких обстоятельствах осуществление погрузки, выгрузки, перегрузки водных биоресурсов, рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в присутствии должностного лица органа охраны на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (то есть в море) – это излишне установленная функция, пишет в пояснительной записке к законопроекту депутат Дмитрий Пашов.
Для того, чтобы соблюсти требования принятого много лет назад закона о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне, добывающие суда рыбопромыслового флота, а также транспортные суда, вынуждены преодолевать значительные расстояния для принятия на борт высокооплачиваемого офицера погранохраны, который будет присутствовать на перегрузе и пересчитывать вместе с матросами весь перемещаемый груз. Но этого «счетовода в погонах» порой бывает очень сложно взять на борт по технике безопасности в связи с плохими погодными условиями, особенно в осенне-зимнийпериод, когда на море главенствует штормовая погода. По информации Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО), только для судов нашей области время, затраченное в течение года на многомильные переходы к местам перегрузов, простои в ожидании должностного лица охраны выражается десятками суток. Ясно, что такие непроизводительные потери приводят к значительным финансовым потерям.
И подобное уже много-много лет происходит на всех рыбацких бассейнах страны. Поэтому, по имеющейся у нас информации, рыбаки других регионов поддерживают инициативу сахалинцев по внесению изменений в данный закон.
Вопрос об избыточности требований к перегрузам водно-биологических ресурсов и продукции из них рыбацкое сообщество поднимает уже не первый год. Предложение об исключении этой нормы закона внесено и в резолюцию IV съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Так что законодательная инициативасахалинского депутата Д. А. Пашоваочень и очень своевременна. Рыбаки надеются, что ставшая вредной статья действующего закона будет из него исключена.
В. ЗЕМЛЯНСКИЙ. «Рыбак Сахалина» № 15 от 19 апреля 2018 г.