Линия предателя
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ )заявила, что готова принять участие в разработке мер и предложений по пересмотру условий соглашения о «линии Шеверднадзе-Бейкера».
Таким образом, ВАРПЭ поддержала предложение сенатора Бориса Невзорова (об этом мы писали в номере за 24 октября) о рассмотрении на заседании Совета безопасности России вопроса об экономических последствиях для страны соглашения от 1 июля 1990 года между СССР и США о разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США).
Соответствующее обращение ВАРПЭ направила в адрес Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Соглашении о морской границе между российскими Чукоткой и Камчаткой с американским штатом Аляска было подписано 1 июля 1990 года министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером. Документ установил линию разграничения экономических зон и континентального шельфа между Россией (как преемницей СССР) и США в Беринговом и Чукотском морях, а также территориальных вод на небольшом участке Берингова пролива. После его подписания зона промысла для российских рыбаков уменьшилась на 77,7 тысяч квадратных километров.
Это площадь водной поверхности, сопоставимая с территорией Чехии или Австрии.
Раньше в утраченной зоне наши рыбаки добывали минтай, сельдь, палтус, треску и камбалу. Кроме того, северная часть Берингова моря отличается высокой продуктивностью донных ВБР – крабов, например.
«По оценке Счетной палаты Российской Федерации, экономические потери Российской Федерации от действия указанного соглашения за период 1991-2002 годы превышают 70 млрд. рублей. По оценке Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, потери страны за 2003-2017 годы оцениваются в 80-100 млрд. рублей. Речь идет только о потерях для рыбопромышленной отрасли, а в целом потери могут затрагивать и другие отрасли экономики», – отмечает президент ВАРПЭ Герман Зверев.
И это не голые предположения. На шельфе, сообщил член Совета Федерации от Камчатского края Борис Невзоров, разведаны перспективные нефтегазовые месторождения на сотни миллиардов долларов.
Саму временную линию по разграничению морских пространств сенатор назвал препятствием для развития Россией Северного морского пути.
Впервые оценка экономических последствий «линии Шеварднадзе-Бейкера» для рыбной отрасли России была произведена Счетной палатой РФ в 2003 году, отмечено в обращении ВАРПЭ. Так, потенциальные объемы вылова за период действия соглашения с 1991-2002 годы составили 1,6-1,9 млн. тонн.
По подсчетам ВАРПЭ, с учетом снижения запасов минтая в Беринговом море в 2003-2017 годах, объём потенциального вылова ВБР в утраченных районах оценивается в 1,2 – 1,4 млн. тонн.
В своём обращении к спикеру Совфеда Валентине Матвиенко ВАРПЭ выразила готовность принять участие в обсуждении Соглашения в Комитете СФ по международным делам и в разработке мер и предложений по пересмотру условий документа и восстановлению прав Российской Федерации на ведение рыболовства в акваториях морских пространств, утерянных в результате установления «линии Шеварднадзе-Бейкера».
Развернуть ситуацию в обратную сторону юридически возможно.
Дело в том, что с 15 июня 1990 года российская и американская стороны выполняют соглашение на временной основе: США ратифицировали его 16 сентября 1991 года, а СССР и Россия его так и не одобрили.
Матвиенко это знает, и в ответ на просьбу сенатора от Камчатки поручила профильным комитетам Совета Федерации совместно с министерствами рассмотреть вопрос об экономических последствиях для России этого соглашения. В случае если будут предложены возможные варианты решения этой проблемы, спикер Совета Федерации обещала доложить об этом Президенту.
Если наши власти доведут это дело до конца, то следом неплохо было бы заняться аналогичным договором между Россией и Норвегией, который в 2010 году подписал Дмитрий Медведев.
В соответствии с этим документом, Россия потеряла около 80 тысяч километров своей акватории в Баренцевом море. И тут тоже есть всё – и рыба, и крабы, и нефтегазовые месторождения.
Ущерб для страны за Северным полярным кругом почему-то никем не подсчитан никем не подсчитан.
«Рыбак Сахалина» № 45 от 14 ноября 2019 г.