Газета "Рыбак Сахалина"
19 декабря 2019 года

​Над рыбаками нависла гильотина

Два года назад, в ноябре 2017 года, на базе двух крупнейших ассоциаций – ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» и ассоциации рыбопромышленников Сахалина была образована единая Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО).

Создание ее не было спонтанным – оно было вызвано сложившейся к тому времени реальностью: для защиты интересов нашего островного рыбопромышленного комплекса усилий нескольких маленьких ассоциаций, явно стало не хватать, ибо, по большому счёту, с ними в верхах никто не хотел серьёзно разговаривать. Тем более что одна их них, созданная несколькими годами раньше и сейчас уже фактически развалившаяся, возникла на основе конфронтации с другими рыбаками,составлявшими костяк рыбной отрасли области и вносившими основной вклад в экономику островов,и таким образом заняла деструктивную позицию по основным моментам.

Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области изначально создавалось на принципах консолидации всей рыбацкой общественности и решения общих зада,и этим принципом неуклонно руководствуется в своей деятельности. Достаточно сказать, что на состоявшееся 12 декабря годовое собрание ассоциации были приглашены также не только её члены, но и коллеги из других рыбопромышленных ассоциаций. Тайн из своей работы АРСО не делает. И кто хотел, тот пришёл.

«Создание АРСО, говорит его президентМ. Г. Козлов, было вызвано осознанием рыбопромышленниками области необходимости повышения эффективности защиты профессиональных и социальных прав и интересов предприятий-участников¸ взаимосвязи с государственными структурами всех категорий, внедрения новейших экономических и технологических практик, согласованного повышения эффективности промысла и качества производимой продукции.

Сейчас в АРСО 67 предприятий, со времени создания число участников увеличилось. Ассоциация вошла в российский союз промышленников и предпринимателей.

Какие вопросы решает ассоциация? 27 ноября Сахалинская областная Дума провела парламентские слушания на тему о применении новых положений законодательства в сфере рыболовства с учётом региональных особенностей. «Рыбак Cахалина» опубликовал на своих страницах доклад¸ с которым выступил на слушаниях депутат областной Думы Максим Козлов. Так вот. все поднятые там вопросы и есть сфера деятельности АРСО – нет у ассоциации тем приложения сил,отличных от проблем всех рыбаков области и страны .

Она, например, активно участвует в обсуждениях законов и постановлениях правительства, которые касаются рыбной отрасли. Но, к сожалению, никакая активность рыбацкого сообщества страны не помогла приостановить слом исторического принципа в распределении крабовых квот: государство в этом отношении осталось непреклонным и готовит теперь аукционное распределение и по другим видам биоресурсов. Значит, борьба будет продолжена . Опускать руки никто не собирается,и рыбаки должны надеяться только на победу в этом вопросе.

Не всё нормально в административном регламенте, который «строит» рыбаков так, как удобно проверяющим и значительно усложняет работу добывающего флота. Сейчас Федеральная служба безопасности готовит новый административный регламент по госконтролю в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Как указано в пояснительной записке, документ направлен на повышение качества работы. Вопрос – качество ЧЬЕЙ РАБОТЫ? КАКИМ ОБРАЗОМ?

Как свидетельствует практика¸ далеко не всё направлено на защиту рыбака. Поэтому у нас по воле пограничников, в ведении которых находятся водно-биологические ресурсы, деревянный кунгас лихо превращается в серьёзное промысловое судно, а бригадир бригады прибрежного лова,не имеющий порой даже полного среднего образования, в его капитана. И что интересно, наши суды, выносящие этим «капитанам» солидные штрафы за придуманные пограничниками «грехи» поддерживают, как правило, точку зрения высокооплачиваемых контролёров в погонах, которым надо бы не рыбьи хвосты считать, а охранять в море морскую границу от стремящихся прорваться через неё многочисленных до сих пор браконьеров.Нам тут нередко подсовывают байки о том, как пограничники, мол, героически задержали иностранное судно с грузом краба или рыбы на борту. Ну а кто, как не пограничники, виновны в том, что нарушитель оказался в нашем огороде?Надо было серьёзнее охранять границу¸ чтобы потом не выдавать свои упущения за героическую борьбу с иностранными браконьерами. А то ведь погранцы уже вознамерились получить право полностью проверять хозяйственную деятельность юридического лица только по одному служебному удостоверению. Представляю, сколько злоупотреблений может возникнуть со стороны какого-нибудь мичмана или прапорщика, владеющего удостоверением, но не имеющего ни соответствующего образования, ни достойных морально-нравственных качеств. В АРСО считают, что проверяющий должен не только козырять удостоверением, но и иметь на руках приказ или распоряжение о направлении его для исполнения конкретных обязанностей туда-то и тогда-то.

Членам ассоциации (кстати, не только АРСО) разработанный пограничниками проект административного регламента во многом напоминает 37-й год: полное бесправие рыбаков и всевластие пограничников. Предусматривается, например, что представитель пограноргана может запрашивать и получать информацию о качестве уловов и рыбопродукции. А зачем ему, неспециалисту, это надо? Для участия в конкурентной борьбе юридических лиц или для шантажа? Ничего ведь исключать нельзя, в погранорганах тоже разные люди служат. Вспоминаю случай из середины 90-х годов. Залив Анива, нахожусь на борту патрульного судна Сахалинрыбвода. Замечаем, как под прикрытием пограничного сторожевика на одиозный в то время РС «Батайск» поднимают крабовые ловушки с уловом. Подходим к браконьеру –со сторожевика в нашу сторону направляют пулемёт.Да, было и так.Но где гарантия, что нечто подобное не повторится? Люди-то ведь разные бывают.

Административный регламент, проект которого сейчас не даёт покоя рыбакам, устанавливает права и обязанности представителей пограничных органов, рыбаков, требований к осмотру судов, мест рыболовства, к контролю перегрузов, выгрузки уловов в портах. Пограничники прописали себе суперкомфортные условия деятельности и права на уровне диктаторских полномочий. Например, они имеют право на рыболовном судне включать и эксплуатировать судовые приборы и механизмы, необходимые для обеспечения осмотра… Регламент предусматривает возможность проверять помещения, территории хозяйствующего субъекта, однако не предусматривает необходимости составлять акт проверки и оставлять рыбакам его копию для ознакомления с результатами контроля и надзора.

Думается, в этом случае недалеко и до злоупотреблений. Сейчас в стране проводится реформа контроля и надзора. Для устранения избыточных и неэффективных требований намечается использовать инструмент «регуляторной гильотины». В июле премьер-министр Медведев утвердил список ведомств и видов контроля, в отношении которых «регуляторная гильотина» будет применяться прежде всего.Но в сентябре стало известно, что ФСБ заявила о нецелесообразности распространения «регуляторной гильотины» на контроль за рыболовством.

В общем, борьба за эффективную работу рыбной отрасли и против излишних административных препонов предстоит долгая и упорная. В России умеют создавать трудности¸ чтобы потом героически бороться за их преодоление. Тут и битва за урожай, тут и за доступную, так сказать, рыбу. А как она может быть доступной, то есть дешёвой, если рыбак со всех сторон обложен поборами, которые ложатся в конечном итоге на покупателя? Дороговато обойдётся народу и административный регламент пограничников, которые в глазах людей были когда-то настоящими героями (вспомните Карацупу, мужественных защитников границ СССР в первые дни Великой Отечественной войны), а не вымогателями.

В. КАНТЕМИРОВ. Рыбак Сахалина» № 50 от 19 декабря 2019 г.