Газета "Рыбак Сахалина"
20 февраля 2020 года

​Бедные и нищие тоже пойдут на аукцион

«Рыбак Сахалина не раз писал, что переводом крабовых квот на аукционы дело не ограничится, за этим членистоногим обязательно последует и другая морская живность. Всё зависит от степени влияния инициатора сего действия на органы власти, от близости к ним. Здравый смысл, как все понимают, в решении данного вопроса никакой роли не играет. Главное, чтобы был «свой человечек», ради которого стоит перекроить устоявшуюся ситуацию.

Так что руководитель Росрыболовства И. Шестаков явно поторопился, когда в ходе пленарного заседания Госдумы заявил, что«у нас сейчас самая прозрачная система, которая вообще может быть предусмотрена в области организации рыболовства. И вся система основана на историческом принципе наделения правами квот –за каждым пользователем закреплены определённые объёмы в процентном соотношении». Его словам, распределение квот сегодня происходит в прозрачном и открытом режиме. Кроме того, отметил он, рыбаки никогда не высказывали никаких претензий к непрозрачности системы. «Если есть какие-то обращения… Мы готовы их рассмотреть для того, чтобы, возможно, какие-то дополнительные механизмы предусмотреть».

Что тут сказать? Степень готовности Росрыболовства мы хорошо видели на примере Глеба Франка и введения крабовых аукционов. Но на этом, надо полагать, федеральное агентство не остановится и будет опять готово рассматривать и рассматривать обращения и предусматривать дополнительные механизмы. Скорее всего, в виде тех же аукционов.

А тут и очередная инициатива ФАС подоспела. Федеральная антимонопольная служба вновь возвратилась к идее замены исторического принципа распределения квот на вылов рыбы электронными аукционами. Это следует из проекта указа президента Путина «О национальном плане развития конкуренции на 2021 -2025 годы, подготовленного ведомством. Кто на сей раз подтолкнул антимонопольщиков к такому решению, пока неизвестно. Но, видимо, человек не простой¸ коль против аукционов, как говорят, возражают Совет Федерации, Госдума¸Минсельхоз и даже само Росрыболовство..

Кто это такой всемогущий, которому наплевать на мнения столь больших и важных органов власти? Неужто опять Глеб Франк, зять одиозного олигарха Геннадия Тимченко, гражданина Финляндии и, как утверждают, хорошего знакомого президента России в. Путина?

Предложение антимонопольной службы направлено и в Росрыболовство.

Посмотрим, что на сей раз скажет Илья Шестаков. Помнится, несколько лет назад руководитель Росрыболовства утверждал, что аукционный принцип, прежде всего, противоречит решениям Госсовета о закреплении квот на 15 лет. Тогда же ведомство заявляло, что предложение ФАС не учитывает специфику рыбодобывающей деятельности, которая характеризуется высокой капиталоёмкостью, что может привести к банкротству ряда предприятий которые будут лишены сырья для сохранения действующих мощностей.

Но пока в ФАР сказали, что предложение ФАС находится на рассмотрении.

Интересно, изменит ли руководство Росрыболовство прежнее своё мнение и как быстро?

Ну а серьезных противников рыбных аукционов, похоже, уже не осталось. Гордеев, например, переброшен в Госдуму, которая, даже если он очень будет выступать против, послушно примет то, скажет «родная партия»

В проекте национального плана развития конкуренции, который подготовило антимонопольное ведомство, голословно утверждается, что аукционы дадут преимущественное право доступа к природным ресурсами ВБР малому и среднему бизнесу. Красиво петь никому не возбраняется. Но сможет ли в действительности малое или среднее предприятие рыбной отрасли, считающее копейки, победить в ходе аукциона за ту же камбалу, лосось или треску с минтаем, располагающую, например, неограниченными денежными средствами ту же Русскую рыбопромышленную компанию Франка и другие ему подобные, которые там, в Москве попросту пухнут от денег и не знают, куда их вложить с прибылью. А тут как раз рыбные аукционы подоспеют. И что останется делать большинству сахалинских мелких предприятий, которые и сейчас, без аукционов, не знают, как выжить? Какую квоту смогут они купить за имеющиеся гроши?

Ничего хорошего не ждёт и отечественного потребителя. Продажа доступа к ресурсу на торгах приведёт к тому, что предприятия, поставляющие продукцию на внутренний рынок, просто умрут, если не будут закладывать в цену для потребителя дополнительно к производственных затратам все расходы на приобретение аукционных квот, которые сейчас они получают по историческому принципу.

На сколько возрастёт розничная цена на рыбу и морепродукты,можно только догадываться.Так что, думается,есть смысл подключиться к борьбе за сохранение исторического принципа распределения рыбных квот и против любых попыток введения аукционных торгов на них и губернаторам приморских регионов, действительно желающим добра его населению.

В. КАНТЕМИРОВ. Рыбак Сахалина» № 6 от 20 февраля 2020 г.