Газета "Рыбак Сахалина"
25 февраля 2010 года

В прокрустово ложе приказов ЛОСОСЬ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ

На первом в этом году заседании Сахалинского рыбохозяйственного совета рассмотрены, казалось бы, чисто формальные вопросы, требующие уточнения некоторых нормативно-правовых актов, устранения в них возникших противоречий с практикой прибрежного рыболовства, а также приведения региональных нормативных документов в соответствие с требованиями федеральных органов. Однако без их решения, которое нельзя откладывать в долгий ящик, могут возникнуть серьезные, и тогда уже не просто формальные, трудности при организации лососевой путины-2010. Это и определило важность состоявшегося разговора.

Прежде всего участники заседания рыбхозсовета обсудили проблемы законодательства при промысле тихоокеанских лососей. Докладывая этот вопрос, референт областного управления по рыболовству Сергей Ом подчеркнул логические «нестыковки» двух документов.

Так, в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – базовом для рыбной отрасли – говорится, что рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод. То есть, получается, в пресноводных водоемах. С другой стороны, Порядок деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утвержденный приказом Федерального агентства по рыболовству, предусматривает, что эта комиссия устанавливает объемы вылова анадромных рыб, какими являются тихоокеанские лососи, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, с которыми заключены договоры о предоставлении рыбопромыслового участка именно для осуществления промышленного рыболовства. Налицо противоречие, поскольку промысел лососевых при таких формулировках возможен только в пресноводных водных объектах.

Эта несуразность, допущенная законодателями, легко устраняется, если в пункте 7 Порядка деятельности анадромной комиссии после слов «для промышленного рыболовства» добавить «или прибрежного рыболовства».

Еще одна нормативно-правовая проблема. В соответствии с известным постановлением правительства РФ от 24.12.2008 № 990 уловы водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах и в территориальном море, доставляются в морские порты в Российской Федерации. Однако добыча лососей осуществляется на рыбопромысловых участках пассивными орудиями лова – ставными неводами без использования рыбодобывающих судов. А обслуживание неводов и доставка уловов на территорию приморского субъекта РФ производятся с помощью моторных лодок (кунгасов) по кратчайшему пути до места погрузки рыбы в транспорт для доставки на переработку, что является формальным нарушением указанного постановления правительства. В то же время транспортировка уловов анадромных видов рыб кунгасами до порта невозможна.

Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в правительственное постановление № 990, изложив пункты а) и в) части 2 в следующей содержании:

а) «уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства … (за исключением уловов анадромных видов рыб) и произведенная их них рыбная и иная продукция доставляются в морские порты в Российской Федерации. Уловы анадромных видов рыб… доставляются в места, установленные субъектом Российской Федерации, или на приемотранспортные суда»;

в) «государственный контроль при доставке уловов водных биологических ресурсов … (за исключением уловов анадромных видов рыб) … в морские порты в Российской Федерации с целью переработки или реализации на таможенной территории Российской Федерации осуществляется органами пограничного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Управлению по рыболовству поручено подготовить и направить изложенные выше предложения в Федеральное агентство по рыболовству.

Вторым вопросом рыбохозяйственный совет рассмотрел и принял перечень рек, проток, заливов лагунного типа (или озер) Сахалинской области, возле устьев которых действуют ограничения по установке орудий лова. Как пояснил докладчик – заместитель директора СахНИРО по науке Виктор Лапко, поводом для его разработки послужили обращения ассоциаций рыбопромышленников, ФГУ «Сахалинрыбвод», Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, а также объективная необходимость того, чтобы такой перечень существовал и был узаконен.

При обсуждении на ученом совете института, заседание которого состоялось в январе, учитывались два критерия. В перечень включались реки, площадь нерестилищ которых не менее 20 – 25 тысяч квадратных метров, и, наоборот, не включались базовые реки лососевых рыбоводных заводов. Последнее объясняется очевидными соображениями: в таких реках, по крайней мере в устьях, необходимо вести работы по регулированию захода производителей. Исключение сделано только для Лютоги – одной из крупнейших рек с наибольшим нерестовым фондом, где из года в год существуют проблемы заполнения нерестилищ производителями.

Подводя итог небольшой дискуссии, заместитель начальника управления по рыболовству Павел Колотушкин отметил, что предложенный документ – не догма. Рыбопромышленники могут вносить в него изменения, соблюдая определенную процедуру. Но последнее слово остается за областной комиссией по регулированию добычи анадромных видов рыб, которая вправе на любой реке, в зависимости от промысловой обстановки, устанавливать или снимать ограничения на вылов лососей.

Принятый перечень будет направлен для его рассмотрения ФГУП «ВНИРО» и на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета.

Последней темой обсуждения рыбхозсоветом стал перечень рыбопромысловых участков в Сахалинской области, работа по формированию которого ведется в областном министерстве сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия с учетом рекомендаций ФГУП «СахНИРО», ФГУ «Сахалинрыбвод», Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, администраций муниципальных образований и ассоциаций рыбохозяйственных предприятий. Пока в этом перечне, по информации Сергея Ома, 662 участка. Причем их границы, как определено соответствующим приказом Федерального агентства по рыболовству, должны быть установлены по точкам, указанным в географических координатах.

Техническая проблема в том, что подобные работы могут выполнять только организации, имеющие лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности (управление по рыболовству не имеет такой лицензии). Поэтому проведены предварительные переговоры с рядом лицензированных предприятий. Это, прежде всего, ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие» (г. Хабаровск) и его филиал на Сахалине – «Сахалинская топографо-геодезическая экспедиция».

Рыбохозяйственный совет поручил управлению по рыболовству, во-первых, организовать работу по определению географических координат рыбопромысловых участков в Сахалинской области, включая ее финансирование, и, во-вторых, направить проект перечня этих участков на согласование в федеральный орган исполнительной власти в сфере рыболовства.