Озера Сахалина
Тунайча подо льдом.
Наш эксперт – Виталий НИКИТИН, заведующий лабораторией пресноводных и прибрежных рыб СахНИРО, кандидат биологических наук:
– Всех рыб, обитающих в этом лагунном озере либо заходящих в него и его придаточную систему периодически, можно объединить по образу жизни в три группы.
Первая – это проходные и полупроходные виды. Причем основу ихтиофауны Тунайчи составляют, прежде всего, лососевые (6 видов), однако из них рыбаков-любителей интересует, во всяком случае, должна интересовать, только кунджа. Самый яркий представитель этого семейства – сахалинский таймень – занесен в Красную книгу. Одними из наиболее массовых рыб являются также обыкновенная и японская малоротые корюшки и дальневосточные красноперки.
Во вторую группу входят типично пресноводные и солоноватоводные виды, живущие оседло. Это, главным образом, карповые (кроме красноперок), колюшковые и бычковые. Подробнее о некоторых из них мы расскажем позднее, говоря о рыбалке по открытой воде.
– Третья группа?
– Это морские виды. Они, в основном, нагуливаются в морском прибрежье, затем большинство идет в озеро для размножения. К их числу относятся сельдь, морская малоротая корюшка, рыба-лапаша, дальневосточная широколобка и бельдюга. Некоторые рыбы, выдерживающие низкую соленость, заходят в лагуну, но не размножаются. Такими видами являются навага, звездчатая камбала и лобан.
– Теперь о подледной любительской рыбалке на Тунайче?
– Озеро разделяется на Большую Тунайчу и Малую. Если посмотреть на карту, то примерно на условной границе между ними находится остров Птичий, который может служить ориентиром.
Самые посещаемые в зимний период места Малой Тунайчи расположены в районе протоки Красноармейской, где рыболовы-любители ловят лагунную сельдь длиной до 35 см и весом до 300 г. Она менее жирная, чем другие ее сородичи, но ценится тем, что каждый рыбак, пользуясь обычной малороточной гирляндой, не остается без улова. При этом идти надо недалеко, метров 300-400 от берега, где глубина более 10 м. Такая рыбалка продолжается с момента становления льда до его разрушения (подробно о ней мы рассказывали в нашей рубрике «Пуще неволи» № 149 за 26 января с.г. – Ред.).
В этом же районе обитает второй объект массовой любительской рыбалки – морская малоротая корюшка. Здесь она в среднем крупнее, чем, допустим, в озерах Изменчивое или Буссе. Естественным стимулятором ее роста в Тунайче является большое количество хищных рыб. Попадается морская малоротка даже в центре водоема, но ловить ее лучше у берега на глубинах до 5 м. Основная наживка – крупный опарыш. Можно ловить и на снасти с другими насадками, но в этих же местах водятся более мелкие корюшки – обыкновенная и японская, которые забивают гирлянды.
– Звездчатая камбала тоже ловится из-подо льда?
– Да, с февраля по начало марта, когда начинается первое весеннее тепло. Эта рыба встречается повсеместно на песчаных грунтах на глубинах до 10 м, но основные концентрации образует возле Птичьего острова, между двумя мысами – Ломена и Макарова, перед выходом в Красноармейскую протоку. Камбалу рыбачат на любые наживки органического происхождения, но на подвижные – дождевого и морского червя, она клюет активнее. Однако зимой очень сложно сохранить их в живом виде, поэтому, опустив ко дну, наживкой надо манипулировать.
Малая Тунайча еще интересна устьевыми участками впадающих в нее рек – Комиссаровки и Подорожки.
– Чем они привлекательны?
– Если в большинство крупных рек, таких, как Найба и Лютога, рыба поднимается в нижнее и среднее течение, то есть находится в пресной воде, то в упомянутых водоемах она ловится именно в устье и даже на предустьевых участках. Речь идет о кундже и крупночешуйной красноперке. Мелкочешуйная тоже встречается, но значительно реже, а вот сахалинской в этих реках нет. Рыбачат здесь на красную икру и тампоны из нее, а также на опарыша.
– Блесны не применяются?
– Я бы не рекомендовал. При блеснении зачастую попадаются неполовозрелые впервые созревающие особи краснокнижного тайменя. Не надо брать грех на душу.
Хотя в свое время – в 70 – 80-х годах прошлого века – Тунайча являлась одним из наиболее популярных водоемов для спортивно-любительской тайменевой рыбалки. По моим данным, в 1984 году в озере был пойман на блесну подледным способом сахалинский таймень весом 31 кг и длиной 102 см. Сейчас, конечно, таких экземпляров нет, в браконьерском улове чаще всего могут оказаться 2 – 3-килограммовые, которые даже с точки зрения гастрономической не представляют интереса. Те, кто пробовал крупного тайменя, понимают, что мелкий – это не еда.
– Тунайчевская навага массовым рыбацким спросом пользуется?
– Специально ее редко ловят. В отличие, к примеру, от Найбы, здесь огромных скоплений эта рыба не образует, но при желании десятка три за рыбалку можно поймать. Кстати говоря, местная навага довольно крупная и по цвету (более желтая) отличается от той, которую мы ловим в заливе Мордвинова. Это объясняется тем, что зимует она в озере, где обилие корма для нее.
– Что может предложить рыбакам-любителям Большая Тунайча?
– Эта часть озера тоже богата рыбой. Там точно так же ловится, например, сельдь, но – набегами. Как зубатая корюшка: сидишь, сидишь, раз – набежала, несколько десятков поймаешь.
Есть две впадающие реки – Казачка и Ударница, которые доступны на снегоходах. По видовому составу рыб и способам зимней рыбалки они схожи с теми речками, что мы назвали.
– Весна, конечно же, вносит оживление в озерную рыбалку?
– Как только появляется талая вода, оживают маленькие речки и ручьи, рыба начинает рассредотачиваться по всей акватории и проявлять наибольшую активность. В это время происходит миграция корюшек и сельди из одной части озера в другую, в связи с чем хищники заметно активизируются. Довольно активно хищничает и камбала, которую весной ловят на мясо корюшки. Самый большой пойманный в Тунайче экземпляр звездчатой камбалы был длиной 46 см и весом 1500 г.
– А на каких размеров кунджу сегодня может рассчитывать рыболов?
– В наших уловах кунджа встречалась до 62 см и весом около двух кг. 3 – 4-килограммовых экземпляров уже нет. Нам, во всяком случае, такие не попадались. И вообще уловы этой рыбы не просто упали, а упали в разы. Если в прежние времена из одного порядка сетей в устьевых участках рек извлекалось до 40 особей, то сейчас только 2 – 3.
– И какова мораль «сей басни»?
– Для добросовестного рыболова тут все понятно. Если мы не будем бережно относиться к тому, что осталось в озере, то окажемся вообще у разбитого корыта.
Г. ЮРГИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 07 от 23 февраля 2012 г.