GEA: скрытый потенциал рыбьего жира
Проблема эффективной переработки рыбных отходов по-прежнему остается одной из самых актуальных для отечественных рыбаков. Даже в программе инвестиционных квот безотходное производство стало одним из ключевых требований как для новых судов, так и для береговых заводов.
Последние несколько лет рыбоперерабатывающие предприятия постепенно модернизировали участки утилизации отходов, а многие даже обзавелись современными рыбомучными установками. Но если производство рыбной муки уже стало мейнстримом и привычной статьей доходов, то при выпуске рыбьего жира абсолютное большинство российских заводов ограничиваются техническим качеством и упускают возможность получить дополнительную прибыль.
Источник проблем или доходов?
Рыбий жир находит широкое применение в различных сферах деятельности человека. Он является одним из ключевых компонентов при производстве кормов для аквакультуры, сельскохозяйственного скота и домашних животных. Но еще важнее его использование в пищевых добавках, функциональных продуктах питания и фармацевтических препаратах.
Считается, что рыбий жир улучшает состояние сердца и сосудов, способствует снижению кровяного давления, поддерживает функциональность нервной системы и предотвращает развитие некоторых хронических заболеваний, особенно у пожилых людей. Это объясняется его составом, где немалый процент занимают полиненасыщенные жирные кислоты группы омега-3, в том числе эйкозапентаеновая (EPA) и докозагексаеновая (DHA). Поскольку организм человека самостоятельно не вырабатывает незаменимые жирные кислоты, получить их можно только из внешних источников, главным из которых является морская рыба.
Далеко не все люди едят рыбу в натуральном виде, и тем более в достаточном количестве. Поэтому растущая с каждым годом популярность пищевых добавок и препаратов с омега-3 оказывает заметное влияние на мировой рынок рыбьего жира, особенно если речь идет о сырье, пригодном для медицинских целей. Емкость этого рынка, по некоторым оценкам, составляет порядка 2 млрд долларов и, по прогнозам, будет расти. Стоимость тонны рыбьего жира колеблется в диапазоне 2–2,5 тыс. долларов в зависимости от степени очистки.
Для получения рыбьего жира чаще всего используются виды рыб, обитающие в северных широтах, — шпрот, сельдь или лососевые, например семга. Нередко в качестве сырья выступают отходы, которые остаются после разделки рыбы в процессе переработки. И в этот момент производители сталкиваются с определенными проблемами.
Высокое содержание полиненасыщенных жирных кислот, которое и делает рыбий жир таким ценным, приводит это сырье к быстрому разложению, а значит к потере полезных пищевых качеств. Чтобы этого не происходило, необходимо минимизировать, а еще лучше — полностью устранить процессы, вызывающие разложение жира.
Одна из критических характеристик, способствующих гидролизу жира, — температура: чем она ниже, тем выше будет пищевая ценность конечного продукта. Другая характеристика — время: необходимо максимально быстро подать исходное жиросодержащее сырье в переработку, ограничив его контакт с влагой и уменьшив действие других факторов риска.
С учетом этих обстоятельств инженеры концерна GEA сумели по-новому подойти к получению рыбьего жира премиум-класса и создать технологию его производства с применением центробежной техники, наиболее эффективной на сегодняшний день. Результатом ее внедрения стала модульная установка, которая не только решает задачу по утилизации рыбных отходов, но и позволяет получить качественный и востребованный продукт.
О пользе низких температур
Стремясь ответить на запросы рынка рыбопереработки, специалисты концерна GEA добились получения высококачественного рыбьего жира даже при температуре +40˚C с содержанием свободных жирных кислот (показатель стабильности продукта) менее 1%. На выходе рыбий жир сохраняет природную структуру, а значит и высокие питательные свойства.
Технологическая цепочка производства делится на несколько этапов. Сначала подготовленные рыбные отходы поступают в измельчитель. Затем полученная полужидкая пульпа непрерывно подается в кожухотрубный («труба в трубе») теплообменник, в котором под воздействием температуры теплоносителя, в роли которого выступает горячая вода, происходит вытопка жировой фракции.
Полученный таким образом белково-жировой бульон отправляется в специальный двухфазный декантер, где жировая фракция отделяется от протеиновой. Отделенный мутный жир попадает в промежуточную емкость, нагревается до оптимальной температуры разделения и подается на полировочный сепаратор, который непрерывно удаляет остатки жидкой и твердой белковых фракций.
Ключевой момент — в ходе технологического процесса, особенно во время нагрева, сырье не подвергается обводнению, поскольку нагревается за счет непрямого воздействия теплоносителя. Хотя небольшое — до 2% — количество воды и добавляется в продукт непосредственно перед сепаратором-полировщиком, вся эта влага удаляется под воздействием центробежной силы в барабане сепаратора. Это крайне важно для сохранения стабильности жира при его дальнейшем хранении или перед подачей на следующие участки переработки.
Температуру в кожухотрубном теплообменнике можно установить в пределах от +30 до +90˚C — в зависимости от требований к готовой продукции. Таким образом, оператор установки может выбрать оптимальный баланс между выходом жира и его качественными характеристиками.
Мобильность и проверенные решения
В компании подчеркивают, что модульная установка для низкотемпературного получения рыбьего жира — это гибкая схема расширения уже действующего производства, а не единичный замкнутый модуль. Например, использование контейнерного модуля успешно зарекомендовало себя при гидролитическом производстве рыбного белка, позволив одновременно выпускать рыбий жир с высокой пищевой ценностью. Производительность оборудования — от одной тонны входящего сырья (отходов) в час.
Процессная линия, разработанная инженерами GEA, может иметь два исполнения в зависимости от дальнейшего режима ее эксплуатации. Это может быть стационарный вариант, когда установка размещается в производственном цехе в качестве дополнения к основному производству по переработке рыбы, или — второй вариант — заказчик может выбрать контейнерное исполнение. Такая компоновка модуля дает, прежде всего, возможность мобильного перемещения установки от завода к заводу в рамках одной компании. Контейнерный модуль также подходит для выполнения подрядных работ по заказу сторонних организаций.
При разработке и проектировании линии учитывалось, что все материалы и машины должны соответствовать гигиеническим стандартам, предъявляемым к оборудованию для производства продуктов питания.
Специалисты компании позаботились о компактности устройства: контейнерный вариант не требует специальных зданий и сооружений. Для него достаточно минимальной инфраструктуры — только доступ к электричеству и воде. Модуль просто обслуживать и легко выгружать готовый продукт.
В России комплексная линия от GEA с успехом применяется на одном из крупных форелевых хозяйств в Республике Карелия. Оборудование немецкого концерна позволяет получать высококачественный рыбий жир из отходов после разделки форели.
По мнению специалистов, установка с успехом может использоваться на береговых предприятиях по переработке рыбы, в том числе тихоокеанских лососей. Это особенно актуально для дальневосточных регионов, таких как Камчатка, Сахалин и Курилы, Хабаровский край, которые каждый год во время лососевой путины сталкиваются с проблемой утилизации большого объема рыбного сырья. Есть возможность и судового исполнения.
В этом году на базе филиала GEA во Владивостоке компания планирует открыть фирменный сервисный центр для оперативного обслуживания своей техники на Дальнем Востоке. Кроме того, постоянную связь с инженерами обеспечивает линия техподдержки и удаленного консультирования.
ООО «ГЕА Рефрижерейшн РУС»
г. Москва, ул. Отрадная, 2Б, стр. 9
Тел.: +7 (495) 787-20-20
г. Владивосток, ул. Набережная, 9, оф. 205
Тел.: +7 (902) 556-55-38
На правах рекламы.
Александр ИВАНОВ, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»
Июль 2021 г.