Крупным планом

22 февраля 2024 года
Выборка рыбы. Фото из архива компании «Дальрыба»

Полина Жемчужина: «рыбный» нарком СССР на 10 месяцев

Полина Семеновна Жемчужина стала первым руководителем рыбохозяйственного ведомства нашей страны и первой женщиной на должности такого уровня. Профессор, член РУСО Вячеслав Зиланов рассказывает о короткой, но эффективной работе этого Наркома рыбной промышленности Советского Союза.

В ходе первых двух сталинских пятилеток определилась необходимость усовершенствовать управление народным хозяйством. Эта работа затронула, прежде всего, Народный комиссариат пищевой промышленности СССР, который с момента его создания возглавлял Анастас Микоян.

Наркомпищепром был государством в государстве. В него входило вместе с мясной, молочной, хлебопекарной, жировой, спиртовой, парфюмерной и другими отраслями также рыбное хозяйство страны.

Рост этих направлений экономики и задачи, которые необходимо было решать при выполнении Третьего пятилетнего плана (1938-1942 годы) побудили руководство Союза принять решение о реорганизации Наркомпищепрома. Вопрос рассматривался на заседании под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина. В принятом решении, которое затем было оформлено указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1939 года, было сказано, в частности:

«Разделить Народный комиссариат пищевой промышленности СССР на три народных комиссариата:

1. Народный комиссариат рыбной промышленности со включением в его состав:
а) предприятий по улову и переработке рыбы, моторно-рыболовных станций, рыболовного, рефрижераторного и транспортно-подсобного флота, рыбоконсервных заводов, рыбных холодильников и рыбных баз;

б) органов управления рыбоохраны и заводов по рыбоводству;

в) судоремонтных и судостроительных заводов Наркомпищепрома, а также тарных предприятий, обслуживающих рыбную промышленность, и сетеснастных фабрик Наркомлегпрома РСФСР.

Возложить на Народный комиссариат рыбной промышленности руководство рыболовецкими колхозами».

Двумя другими отдельными народными комиссариатами стали комиссариат мясной и молочной промышленности и комиссариат пищевой промышленности.

Одновременно с этим важнейшим решением, которое было с энтузиазмом встречено работниками рыбной отрасли, вышел указ о назначении Народного комиссара рыбной промышленности СССР (Наркомрыбы).

Впервые в стране, да и, наверное, в мире (комиссариат — аналог министерства) народный комиссариат возглавила женщина — Полина Семеновна Жемчужина. Это стало неожиданным не только для государственно-партийных верхов, но и для «рыбацких» регионов и общественности СССР.

По свидетельству председателя Совета Народных Комиссаров СССР того времени, мужа Полины Жемчужиной Вячеслава Молотова, ее назначение было инициировано лично главой государства. В своих воспоминаниях руководитель Совнаркома отмечает: «Сталин сам назначил Полину Семеновну Наркомом рыбной промышленности — я был против!».

Причем возражения Молотова основывались на том, что должность Наркома рыбной промышленности — хозяйственная работа, и никогда еще она не поручалась женщине с опытом деятельности, какой был у Полины Жемчужиной.

Несомненно, Сталин, принимая решение, знал об этом. А также, полагаю, наверняка еще и учитывал мнение руководителя Наркомпищепрома Анастаса Микояна, который видел деловые способности Полины Жемчужиной. С июня 1936 по ноябрь 1937 года она работала в должности начальника Главного управления парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности Наркомпищепрома, а с ноября 1937 по январь 1939 года исполняла обязанности заместителя наркома.

В опубликованных воспоминаниях Анастаса Микояна не упоминается об этом, однако косвенные факты свидетельствуют, что Сталин прислушался к мнению главы Наркомпищепрома относительно целесообразности назначения Полины Жемчужиной на новую должность. Да и сама она об этом свидетельствует: выступая в 1939 году уже как Нарком рыбной промышленности на ХVIII съезде ВКП(б), трижды упоминает, что Микоян внес значительный вклад в организацию и развитие рыбной отрасли. Это, кстати, соответствовало действительности.

Немалую роль сыграло и то, что Полина Жемчужина была дружна с женой Сталина Надеждой Аллилуевой. Принималось во внимание и прошлая деятельность — как партийная, так и трудовая.

К моменту своего назначения, пройдя большой карьерный путь, да и с учетом супружества с председателем Правительства СССР Полина Жемчужина уже была в рядах партийной элиты и являлась активным членом партии большевиков. В прошлом рядовая труженица, она добралась до вершин власти.

Родилась героиня этой статьи в 1897 году в селе Пологи Александровского уезда Екатеринославской губернии (Днепропетровская область в СССР) в семье портного. Настоящая ее имя — Перл Семеновна Карповская. Перл в переводе с идиша — «жемчуг». Ведя в Киеве подпольную работу, девушка стала Полиной Семеновной Жемчужиной. Трудиться начала в 1910 году папиросницей на табачной фабрике, затем кассиром в аптеке Екатеринославля. В 1918 году вступила в ряды РКП(б) и в Красную армию, где стала политработником.

В 1919-1920 годах была инструктором среди женщин ЦК КП(б) Украины в Киеве, а также заведующей женским отделом Запорожского горкома. В последующем переехала в Москву, где ее назначили инструктором Рогожско-Симановского райкома РКП(б).

В 1921 вышла замуж за Вячеслава Молотова.

Образование получила на рабфаках 2-го МГУ (1923 год) и 1-го МГК (1925 год). Училась на экономическом факультете Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова (1925-1926 годы).

В 1927-1929 годах — секретарь партячейки, а в 1930-1932 годах — директор парфюмерной фабрики «Новая заря». В 1929-1930 годах — инструктор Замоскворецкого райкома ВКП(б). В 1932-1936 годах — управляющая трестом высшей парфюмерии (ТЭЖЭ). С 1936 по 1938 годы занимала руководящие посты в Наркомате пищевой промышленности СССР.

За годы работы в парфюмерной отрасли Полина Жемчужина добилась впечатляющих результатов. Организовала производство отечественной парфюмерии широкого ассортимента — от ароматного мыла до пудры, одеколона и духов — и внедрение всего этого в практику пользования советскими женщинами. Такие успехи свидетельствуют о ее неординарных организаторских способностях.

К тому же Полина Жемчужина была предана делу партии большевиков и ее вождю Иосифу Сталину. Это и стало одним из важных аргументов в назначении Народным Комиссаром рыбной промышленности. Немалую роль, как я уже отмечал, сыграло и личное знакомство с Генсеком — как близкой подруги его жены Надежды Аллилуевой.

Теперь свои организаторские способности Полине Жемчужиной предстояло доказать на практике в совершенно новой и незнакомой для нее рыбной отрасли. Да еще и в организационный период, руководя самостоятельным государственным органом управления. А Наркомрыба по современным меркам была не чем иным, как министерством рыбной промышленности всей страны.

И Полина Жемчужина доказала свои способности, опираясь на имеющие кадры, впитывая основы отрасли и особенности ее политико-экономического значения в различных бассейнах. При этом она активно и смело использовала свой авторитет в партийных и правительственных кругах при решении вопросов рыбного хозяйства. Так, уже в апреле 1939 года глава Наркомрыбы добилась награждения большой группы работников-передовиков. Большинство из них были рядовыми тружениками со всех рыбохозяйственных бассейнов страны. Многих представили к ордену Трудового Красного Знамени. Высшей награды СССР — Ордена Ленина — тогда удостоили 24 человек.

Сразу же после назначения Полина Жемчужина проводит 31 января 1939 года расширенную Коллегию Наркомрыбы. Она ставит задачу не только преодолеть отставание, допущенное рыбаками в 1938 году (плановое задание тогда было выполнено всего на 82,6%), но и наращивать все показатели работы отрасли — как в ходе предстоящей весенней путины, так и в целом за год. Нужно было обеспечить совокупный вылов рыбы и добычу морского зверя в объеме не менее 16 млн центнеров.

Выступая в марте 1939 года на XVIII съезде ВКП(б) как Народный комиссар рыбной промышленности и кандидат в члены ЦК ВКП(б), Полина Жемчужина показала не только значение отрасли для обеспечения страны продовольствием, но и конкретные точки возможного роста, и меры для этого. Причем была проанализирована реальная обстановка на бассейнах — от Мурманска и Каспия до Камчатки, Сахалина и Приморья. Она отметила и успехи рыбного хозяйства СССР:

«За годы советской власти отсталые рыбные промыслы, благодаря исключительной энергии Анастаса Ивановича Микояна, выросли в настоящую, технически вооруженную рыбную промышленность. Только за две сталинские пятилетки в рыбную промышленность было вложено свыше 4,3 млрд рублей. Средства эти были направлены на строительство рыболовного флота, судостроительных и судоремонтных заводов и верфей, на создание механизированных орудий лова, на строительство рыбных комбинатов, рыбных заводов, консервных заводов, холодильников, бондарных заводов и на культурно-бытовое строительство».

Затронула Полина Жемчужина и вопросы, которые необходимо было решать на государственном уровне. Это, в частности, вовлечение местных органов власти в развитие прудового, речного и озерного хозяйства в своих регионах для насыщения внутреннего рынка рыбными товарами. Не менее большое значение глава Наркомрыбы придавала развитию прибрежных поселков, особенно на Дальнем Востоке, и их инфраструктуры — чтобы закреплять там рыбацкое хозяйство.

Яркое и конкретное выступление с энтузиазмом восприняли не только участники съезда, но и специалисты, ученые и рыбаки — вся отрасль. Полагаю, что и руководство страны заметило, как быстро Полина Жемчужина «врастает» в рыбное хозяйство, воспринимает и понимает его задачи.

Несомненно, такой насыщенный фактами и конкретными, продуманными предложениями доклад готовился не только Полиной Жемчужиной, но и специалистами аппарата наркома — прежде всего, ее заместителями.

В этой связи позволю высказать предположение, что в подготовку выступления на съезде внес существенный вклад назначенный в 1939 году по рекомендации Микояна заместитель Наркомрыбы 34-х летний Александр Акимович Ишков. Несмотря на молодой возраст, он имел огромный производственный опыт работы на Каспийском и Азово-Черноморском бассейнах.

Несомненный положительный дебют народного Наркома рыбной промышленности СССР, да еще и женщины, вызвал у ряда партийных и хозяйственных аппаратчиков центральных органов власти определенную зависть. Появились и недруги.

За деятельностью Полины Жемчужиной была установлено наблюдение НКВД, которым руководил Лаврентий Берия. Материалы слежки докладывались лично Сталину.

За короткий период — уже к 10 августа 1939 года — НКВД представило на закрытое заседание Политбюро материалы, которые позволили, вместе с другими, вынести и такое решение:

«Предрешить освобождение товарища Жемчужиной от поста Наркома рыбной промышленности. Провести эту меру постепенно».

В известность не был поставлен даже Председатель Совнаркома Молотов — видимо, по причине семейных отношений с Полиной Жемчужиной.

НКВД продолжал сбор данных, компрометирующих главу Наркомрыбы. Это побудило Политбюро вновь вернуться к рассмотрению вопроса, касающегося Полины Жемчужиной. 24 октября 1939 года принимается окончательное решение:

«Освободить товарища Жемчужину от поста Наркома рыбной промышленности, поручив секретарям ЦК товарищам Андрееву, Маленкову и Жданову подыскать работу для товарища Жемчужиной».

Исполнение этого «приговора» для Полины Жемчужиной состоялось только 21 ноября 1939 года. Новым постановлением Политбюро ее назначили начальником главного управления текстильно-галантерейной промышленности Наркомлегпрома РСФСР (не СССР!) — это было определенным понижением.

Так завершилась 10-месячная «рыбная» карьера Полины Жемчужиной. За столь короткий срок она не только организационно укрепила аппарат Наркомрыбпрома, сформировала профессиональные кадры, но и поставила основные целевые задачи по развитию отрасли на перспективу. Причем не только поставила, но и придала им вектор практической реализации.

Как сама Полина Семеновна относилась к своей короткой деятельности на «рыбном» поприще? К сожалению, своих воспоминаний об этом она не оставила, либо их еще не отыскали исследователи. Но одно ее высказывание все же сохранилось. Незадолго до смерти Полина Жемчужина при обращении в вышестоящие органы власти по решению некоторых житейских вопросов напомнила с гордостью, что она в прошлом была все же первым Народным комиссаром рыбной промышленности СССР.

Ушла из жизни Полина Семеновна 1 мая 1970 года, успев пройти еще и ссылку за якобы «шпионскую деятельность» (это уже отдельный разговор). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Там же рядом спустя 16 лет был похоронен и ее муж Вячеслав Молотов.

Вячеслав Зиланов, профессор, член РУСО, заслуженный работник рыбного хозяйства России

Fishnews

Февраль 2024 г.

  • Выборка рыбы. Фото из архива компании «Дальрыба»
  • Полина Жемчужина, 1936 год