В поисках живой рыбы
Свежая рыба – наиболее привлекательный товар в глазах покупателя. Ученые, инженеры, технологи придумывают все новые способы, как сохранить ее в первозданном состоянии до момента продажи. Но, несмотря на достижения технического прогресса, получить уверенность в абсолютной свежести рыбы можно только одним способом – если ее на ваших глазах выловят из пруда, садка или аквариума. К сожалению, даже в столице живая рыба присутствует в ассортименте далеко не каждого супермаркета. Темпы развития отечественной аквакультуры заставляют большинство россиян вычеркнуть этот полезный диетический продукт из своего рациона и вновь перебирать перемороженные тушки, уныло лежащие на прилавках.
В Подмосковье из дюжины предприятий, входивших в конце 1980-х гг. в систему Мосрыбхоза и исправно снабжавших столицу живой рыбой, уцелело всего три хозяйства. Об остальных напоминают лишь старые вывески да оказываемые кое-где услуги платной рыбалки. Бисеровский рыбокомбинат, расположенный в Ногинском районе, попал в число тех немногих, кто сумел не только пережить сложный период экономических реформ, но и увеличить объемы производства, и на сегодняшний день он является одним из крупнейших операторов по живой рыбе в московском регионе.
В Бисерове успешно выращивают карпа и форель, действует небольшой цех переработки, организовано любительское и спортивное рыболовство. «В прошлом году мы вырастили примерно 567 тонн товарного карпа и 117 тонн товарной форели, в сумме чуть-чуть не дотянули до 700 тонн», – говорит директор хозяйства Андрей СЕМЕНОВ.
Примерно 70% в объеме реализации продукции рыбокомбината приходится на живую рыбу. «В среднем мы продаем примерно 1200-1300 тонн живой рыбы в год, из них примерно 60-70% – карп, 20% – форель и небольшое количество толстолобика, белого амура, карася, осетровых. Часть рыбы мы выращиваем сами, но для того чтобы выполнять контракты с торговыми сетями, еще 40-50% рыбы мы завозим на так называемое доращивание. К примеру, берем рыбу навеской 500-600 г, докармливаем ее, доводим до кондиции, рассортировываем и продаем. Поставки должны идти круглый год, а своей форели и карпа нам не хватает», – объясняет руководитель предприятия.
Рынок живой рыбы очень эластичный, цена сильно варьирует в течение года. По словам Андрея Семенова, в июне самые высокие цены на карпа, практически неограниченный спрос, но минимальное предложение: прошлогодняя рыба уже закончилась, а новая еще недоросла. Напротив, с приходом августа и до октября наступает сезон распродаж, все хозяйства ловят рыбу и до заморозков стараются ее продать. Для зимовки необходимо иметь живорыбные базы для передержки рыбы, а они есть далеко не у всех.
В октябре, когда температура понижается, бисеровские рыбоводы перемещают в садки примерно 250-300 тонн товарного карпа. Обычно этого запаса хватает, чтобы обеспечить бесперебойные поставки живой рыбы магазинам вплоть до начала лета.
Для доставки живой рыбы из других регионов Бисеровским рыбокомбинатом приобретено пять специализированных машин, которые могут осуществлять перевозку на расстояние до 2 тыс. км. Содержание и эксплуатация спецтранспорта – дорогое удовольствие, зато и преимущества, которые дает собственный автопарк перед конкурентами, налицо: живорыбные машины есть далеко не у каждого рыбхоза.
Служба сбыта работает оперативно: до 12 часов операторы принимают заявки на следующий день, после 12 часов – на более поздний период. Впрочем, многие магазины предпочитают оставлять заявки заранее. С раннего утра загруженные «газели» развозят рыбу, а также продукцию коптильно-маринадного цеха по торговым точкам Москвы и области.
Близость к мегаполису, с одной стороны, облегчает реализацию продукции. «В Москве мы работаем с торговыми сетями типа «Ашан», «Глобал», «Перекресток» и т.д. Мы поставляем им выращенную рыбу двух видов: живую и охлажденную во льду в пенопропиленовых коробах, тогда ее можно держать в витрине со льдом до десяти дней. Минимальная партия живой рыбы составляет 50 кг и выше, а продукции – в зависимости от суммы», – рассказывает директор рыбхоза.
С другой стороны, как и у многих сельхозпроизводителей, отношения с ретейлерами у рыбокомбината складываются непросто. «В 2009 г. мы заплатили сетевым магазинам за право продажи нашей продукции больше 12 млн. рублей в виде скидок, бонусов, поздравлений и прочего премиального сегмента. После выхода в свет закона о торговле аппетиты сетей немножко поумерились, но по-прежнему эти выплаты для нас весьма ощутимы.
Отдельный вопрос по отсрочке – она достигает десяти банковских дней по живой рыбе и тридцати дней по продукции коптильного цеха. У нас дебиторская задолженность за торговлей колеблется в зависимости от сезона от 5 до 12 млн. рублей. Фактически, мы кредитуем торговлю. Только если банку мы платим за то, что мы его деньгами пользуемся, то торговым сетям мы платим за то, что они нашими деньгами пользуются и продают нашу продукцию», – отмечает Андрей Семенов.
К сожалению, взаимоотношения менеджеров торговых сетей с поставщиками определяются не качеством продукции, а ценой. Поскольку московский рынок привлекает всех, конкурировать на этом поле приходится не только с местными производителями, но и с поставщиками из других регионов, как близлежащих – Рязань, Тула, Воронеж, Тамбов, так и отдаленных – Белгород, Краснодар, Ставрополь, Ростов и т.д. В силу разного уровня жизни и доходов населения они могут предложить более дешевую рыбу, чем подмосковные хозяйства.
Еще больше сложностей возникает с реализацией продукции цеха переработки. Постоянно дорожающее сырье, рост налогов и коммунальных платежей тянет вверх себестоимость продукции, что не устраивает сетевые магазины. «Например, в договоре они прописывают возможность поднять цену не чаще, чем раз в три месяца и не более чем на 5%. Причем на рассмотрение новой цены берут еще 30 дней. Что такое 5%, если за полгода цены на сырье подскочили почти вдвое? А электроэнергия, а корма, а топливо, а налоги? Проблема в том, что политика нашей компании нацелена на выпуск качественной продукции, а сэкономить без ущерба для качества невозможно», – уверен директор Бисеровского рыбокомбината.
К тому же, несмотря на богатый ассортимент (рыба копченая, вяленая, жареная, соленая, рыбоовощные салаты, пресервы, рыбная кулинария), объемы выпуска продукции коптильно-маринадного цеха остаются небольшими и ей трудно конкурировать с крупными предприятиями, такими, как «Меридиан», «Русская рыбная компания», «Балтийский берег», «РОК-1», и т.д. За счет огромных объемов эти производители могут закупать сырье по сниженной цене, а следовательно, и предлагать сетям более привлекательные цены. Примерно 30-40% продукции рыбокомбинат реализует через собственные торговые точки. Примечательно, что на выставках и ярмарках отбоя нет от желающих приобрести аппетитные рыбные деликатесы из Бисерова, но на полках супермаркетов их можно встретить все реже и реже.
Впрочем, Бисеровский рыбокомбинат работает не только с сетями, но и с отдельными гипермаркетами, небольшими «магазинами у дома» и другими форматами торговли. Единственное требование – наличие у магазина самой возможности продавать живую рыбу. Ведь по ГОСТу живая рыба при продаже должна быть именно живой, то есть плавать. Специальный аквариумный комплекс для ее содержания с фильтрами и холодильной установкой стоит минимум 300 тыс. рублей. Естественно, маленьким магазинам он не по карману.
Если речь идет об охлажденной рыбе, значит в торговом зале нужны холодильные витрины и льдогенератор для производства льда в виде чешуек. Кроме того, обслуживающий персонал – водители и продавцы – тоже должен быть обучен тому, как подготовить воду, как правильно принимать рыбу, чтобы она при пересадке в аквариум не получила температурный шок, и другим тонкостям. Рыбокомбинат нередко высылает специалистов для консультации сотрудников торговых предприятий по этим вопросам.
Вопреки инфляционным процессам карп по-прежнему остается одной из самых дешевых и доступных для потребителей рыб. Между тем в условиях Московской области (а это первая-вторая зона рискованного рыбоводства) на его выращивание от стадии личинки до товарной рыбы уходит три года. Цикл производства долгий и сильно зависит от капризов природы. Жарким летом 2010 г. хозяйству пришлось утилизировать около 17 тонн товарной форели и 6 тонн посадочного материала. Убытки составили больше 6 млн. рублей. Вопрос о рентабельности в такой ситуации выглядит скорее риторическим.
Проблему можно решить, если целенаправленно заниматься развитием аквакультуры. Государство должно стимулировать аквафермеров, как сегодня стимулирует свиноводство, птицеводство и другие отрасли сельского хозяйства. Пока же аквакультура в Минсельхозе находится на задворках, а Росрыболовство в основном занимает вопросами промысла.
«Собственно вся федеральная поддержка сводится к тому, что мы получаем субсидии на погашение части процентов по кредитам в рамках национального проекта развития АПК, взятым для строительства двух садковых линий и цеха с системой замкнутого водоснабжения для выращивания посадочного материала форели», – характеризует ситуацию руководитель предприятия.
По данным ассоциации «Росрыбхоз», членом которой является Бисеровский рыбокомбинат, в настоящее время вся поддержка хозяйств аквакультуры фактически осуществляется на уровне субъектов федерации, а значит целиком зависит от отношения к рыбоводству властей того или иного региона. Московская область в этом плане – среди отстающих.
«В прошлом году шло вынужденное снижение объемов, а этот год, думаю, будет еще тяжелее предыдущих. Сегодня вопрос стоит не столько о том, как развиваться, сколько о том, как удержать завоеванные позиции и сохранить бизнес. В прошлом году мы вынуждены были свернуть все инвестиционные программы, и пока не закончится кризис, ничего нового начинать не будем. Все планы по расширению откладываются до тех пор, пока не появится ощущение, что наша продукция востребована в прежних объемах. Производство можно нарастить быстро, объемы коптильно-маринадного цеха легко увеличить даже на 30%, самое главное, чтобы был спрос», - считает Андрей Семенов.
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews– Новости рыболовства»
Июль 2012 г.