Крупным планом

15 июля 2013 года
Садки для молоди лососей

О коэффициентах возврата производителей лососей

Насколько совершенны методики расчета возврата заводских лососей? В чем трудность использования их альтернативы?

Чтобы ответить на эти вопросы, стоит сначала обратиться к недавно обновившейся нормативно-правовой базе. В связи с принятием нового закона об аквакультуре появляется вполне законная новая отрасль рыбоводства – пастбищная аквакультура. В статье 12 закона она трактуется таким образом: «Пастбищная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускают в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы».

Именно к такому направлению аквакультуры относится деятельность лососевых рыбоводных заводов. От производителей лососей, зашедших с моря в реку в процессе катадромной миграции, забирается икра и закладывается на завод. Дальнейший процесс ее развития происходит полностью под контролем человека вплоть до выпуска молоди в море. Далее молодь лососей мигрирует в океан на нагул, где в зависимости от вида, проводит от одного года до нескольких лет и затем возвращается в реку, в которой произошло рождение малька.

Далее в законе написано: «При осуществлении пастбищной аквакультуры подтверждением выпуска объектов аквакультуры в водный объект и основанием для изъятия объектов аквакультуры из водного объекта является акт выпуска».

«В акте выпуска указывается дата и место выпуска объектов аквакультуры в водный объект, сведения о видовом составе объектов аквакультуры, объем выпущенных объектов аквакультуры, а также объем подлежащий изъятию объектов аквакультуры, который рассчитан на основании методики, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сроки их изъятия».

Сразу возникает вопрос: как же определяется величина будущего изъятия и что это за утвержденная методика?

В лососеводстве показателем эффективности является коэффициент возврата производителей. Принято, что если от одной пары производителей в реку возвращаются две новые особи лососей, то популяция, при прочих благоприятных условиях, сохраняет свою численность на одном уровне. Возврат трех и более особей позволяет производить уже изъятие рыбы для производства продукции. Величина этого изъятия и определяется величиной коэффициента возврата.

Данный показатель не является постоянной величиной и зависит от многих факторов, в том числе и природных. Многими исследованиями показано, что часто коэффициент возврата зависит от района выпуска молоди. Например, выживаемость молоди лососей зависит от условий самого первого периода пребывания в морской воде, когда в их организме происходят колоссальные перестройки солевого обмена. Благоприятные условия морской среды в это время играют очень важное значение. Согласно многолетним данным японских рыбоводов, заводы Хоккайдо, выпускающие молодь кеты в район южной части Охотского моря, имеют коэффициенты возврата в пределах 7%, а заводы, расположенные на япономорском побережье Хоккайдо, – уже около 2%, а коэффициенты возврата на япономорском побережье Хонсю – всего 0,4%.

По данным ВНИРО, величина коэффициента возврата горбуши поколения 2004 г. составляет на юго-западном Сахалине – около 1%; в заливе Анива – от 4 до 11%; на юго-востоке Сахалина – 3,5- 8%; в заливе Терпения – от 4 до 13,5%; на острове Итуруп – 5 – 8%. Кетовые заводы на Сахалине также работают с разной эффективностью. Например, заводы, расположенные на Юго-Западном Сахалине по кете работают с эффективностью 0,8%.

В настоящее время накоплено достаточно фактов, чтобы создать единую базу данных по коэффициентам возврата по конкретным регионам размещения заводов и для начала деятельности частных заводов установить величины коэффициентов возврата по рыбоводным зонам. В дальнейшем по мере становления частного завода и выхода его на проектную мощность корректировать величину его коэффициента возврата в ту или иную сторону.

Для освоения проектной мощности заводов в настоящее время существуют утвержденные ФАР нормы отхода икры и личинок на различных стадиях развития. Этого документа вполне достаточно для любого нового завода в период становления его деятельности до выхода его на проектную мощность.

Конечно, самым лучшим способом получения коэффициентов возврата является мечение выпускаемой молоди лососей. В настоящее время в мире используется термическое мечение молоди, когда на отолите остается метка в виде темных полосок. Данное мечение достигается путем изменения температуры воды в инкубационном аппарате в период, когда икра проходит стадию развития «глазка». Перепад температур должен достигать 5°С. Однако не на каждом заводе такое возможно сделать, так как для этого требуется специальный водовод с холодной водой или, наоборот, с подогретой. Это экономически очень затратно. Метить другим способом молодь кеты сложно, так как она выпускается массой до 1 г. Механическое же мечение путем обрезания части плавников на такой молоди ведет к ее значительной гибели при последующем выпуске в море.

Поэтому и рассчитывают коэффициент возврата через выпуск молоди и возврат производителей. Но здесь имеется вероятность большой погрешности за счет несанкционированного промысла лососей в реках. В странах, где он сведен до минимума, данный способ работает надежно и надобность в мечении отпадает. Например, в Республике Корея и в Японии специалисты считают для кеты возврат производителей через три года после выпуска молоди, когда возвращается основная масса кеты. Для горбуши и симы считают один год пребывания в море. Так и определяют коэффициенты возврата по заводам.

В условиях Приморья данный метод имеет большие погрешности, так как уровень несанкционированного изъятия кеты и симы не поддается учету. Например, на весь Хасанский район имеется только два штатных инспектора рыбоохраны. Аналогичная ситуация по всем районам края, да и на всем Дальнем Востоке. Имеются вполне официальные данные об уровне браконьерства на реках Камчатки, который в среднем для всех лососей составляет 61% от легального промысла, зафиксированного статистикой. Опыт работы частных заводов Сахалина показывает, что только сами заводы могут более-менее охранять реки, на которых они стоят.

Уровень браконьерства в Амурском заливе экспертно оценивается равным официальному изъятию двух заводов. В силу этого коэффициент возврата кеты на них можно смело принять как 0,8%. С такой же эффективностью будут работать и заводы, расположенные севернее мыса Поворотный.

Виктор Марковцев, ведущий научный сотрудник отдела воспроизводства гидробионтов ФГУП «ТИНРО-Центр».

Fishnews