Личное мнение

03 мая 2018 года
Руководитель Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства Александр ХРИСТЕНКО

Как повысить эффективность рыбоохраны

Александр ХРИСТЕНКО, Руководитель Северо-Восточного теруправления Росрыболовства

По итогам прошедшей на Камчатке и Чукотке лососевой путины-2017 хотелось бы поделиться с коллегами некоторыми мыслями. Как показала практика, Северо-Восточное теруправление существенно повысило эффективность своей деятельности благодаря жесткому и детальному планированию.

О планировании

Действовало три вида групп: стационарные посты, мобильные группы, работающие на определенном маршруте, и группы оперативного реагирования на поступающие сигналы, также контролирующие работу постов и мобильных групп и оказывающие, по необходимости, силовую поддержку.

Картографическая проработка наиболее подверженных браконьерскому прессингу водных объектов, структурированные схемы связи и тылового обеспечения, проработка маршрутов мобильных и оперативных групп позволила нам минимизировать время реагирования на поступающие сообщения и поставить обстановку на реках и озерах под свой контроль.

Стационарные посты были паспортизированы, что позволило более эффективно организовать работу рейдовых групп. Они в любой момент могли при необходимости пополнить запас топлива на ближайшем посту, остановиться на ночлег, оставить на время изъятое имущество и технику.

Однако круглосуточная охрана камчатских рек имела и свои сложности. Инспектор в период путины живет и работает в полевых условиях. В таком режиме необходимо постоянно обеспечивать запас продуктов питания, топлива, смену личного состава. Для этого нужно решить вопрос оплаты работы в ночное время, выплаты командировочных расходов, организации тылового обеспечения, связи, форменного обмундирования. Это требует серьезных финансовых средств.

Изменения в организации работы отразились на достигнутых нами результатах. Росту показателей способствовало увеличение численности госинспекторов на реках. Мы обеспечили контроль на водоемах края и сдержали браконьерский пресс. Тем не менее хочу остановиться на проблемах, с которыми нам приходится сталкиваться.

Ужесточение ответственности за систематические нарушения

Большую проблему представляет собой судебная практика в отношении людей, которые неоднократно совершали административные правонарушения в области охраны водных биоресурсов. Мы знаем некоторых граждан, которые за три года более 10 раз попадались на таких эпизодах. Однако суды нередко возвращают им изъятые орудия лова и транспортные средства.

Нормы вылова для физлиц

Большинство граждан, задержанных при транспортировке водных биоресурсов, заявляют, что нашли рыбу или икру случайно и везли ее, чтобы сдать в полицию или теруправление. Очень сложно доказать их причастность к незаконному вылову, поэтому административные дела возбуждаются в отношении неустановленного лица и, по сути, не имеют перспективы.

Изменить ситуацию сможет определение норм вылова водных биоресурсов для физлиц в каждом субъекте РФ, а также введение уголовной и административной ответственности за транспортировку водных биоресурсов без документов.

Такая практика уже существовала: правила любительского и спортивного рыболовства Камчатки 1984 года определяли суточный вылов водных биоресурсов на одного человека и запрещали вывозить с охраняемого объекта более 2 суточных норм вылова, – независимо от времени пребывания на водоеме.

Также необходимо определить нормы годичного возможного вывоза водных биоресурсов для личных нужд. Могу привести пример, когда гражданин вывозил самолетом с Чукотки почти 600 кг икры – якобы для личных нужд.

Подготовка кадров

Инспекторы рыбоохраны, которых принимают на службу в Росрыболовство, имеют высшее образование, однако далеко не всегда оно специальное. Так, в СВТУ на сегодняшний день лишь 17 госинспекторов из 100 имеют специальное образование. А ведь такому сотруднику необходимо знание административного и уголовного законодательства, навыки проведения административного расследования, водительские права и навыки вождения автомобиля, снегохода, квадроцикла, маломерного судна, а также разрешение на оружие.

Как выход, целесообразно было бы создать центр подготовки государственных инспекторов, где они смогут овладевать всеми необходимыми навыками, а также периодически, раз в три года, проходить курсы повышения квалификации. Обучение проводить за государственный счет, но заключать договор, согласно которому в случае досрочного расторжения контракта удерживать с таких специалистов средства, потраченные государством на обучение.

Внештатные инспекторы

Я хотел бы отметить, что рыбопромышленники Камчатки оказали нам большую поддержку во время путины. Если в 2016 году по ходатайству рыбопромышленников в нашем регионе работало 52 внештатных общественных инспектора, то в 2017-м – уже 101.

Само присутствие общественных инспекторов в рейдовых группах стало выражением доверия населения к деятельности управления и Росрыболовства в целом, а с нашей стороны – продемонстрировало открытость работы.

Александр Христенко, руководитель Северо-Восточного теруправления Росрыболовства

Fishnews

Май 2018 г.