Личное мнение

15 октября 2019 года
Заместитель директора УК «Норебо» по международным вопросам и связям с общественностью Сергей СЕННИКОВ

Предлагаем доработать регламент пограничной службы

Сергей СЕННИКОВ, Заместитель директора УК «Норебо» по международным вопросам и связям с общественностью

В сентябре ФСБ разместила на портале regulation.gov.ru проект нового административного регламента пограничной службы по осуществлению федерального госконтроля в области рыболовства. Группа «Норебо» предлагает внести в проект изменения.

1. Предмет государственного контроля (надзора)

В п. 4 проекта предмет государственного контроля (надзора) сформулирован следующим образом:

«Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами при осуществлении своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов».

В соответствии с п.1 ст. 43.2 федерального закона о рыболовстве под государственным контролем (надзором) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов понимаются:

«… деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов…».

Согласно п. 1 ст. 43.2 закона о рыболовстве уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – в данном случае ФСБ России – осуществляет деятельность, направленную на «предупреждение, выявление и пресечение нарушений». Однако в п. 4 проекта предмет государственного контроля (надзора) необоснованно сужен до «…соблюдения […] требований, установленных в….».

Таким образом, такой вид деятельности, как предупреждение, не включается в проект, что говорит о несоответствии предлагаемого предмета государственного контроля (надзора) положениям закона о рыболовстве.

Далее, в соответствии с п. 1 ст. 43.2 Закона о рыболовстве субъектами государственного контроля (надзора) являются:

1. органы государственной власти;

2. органы местного самоуправления;

3. юридические лица и индивидуальные предприниматели (включая руководителей юридических лиц и иных должностных лиц, уполномоченных представителей);

4. граждане.

Однако в п. 4 проекта круг субъектов необоснованно сужен до следующих категорий:

1. юридические лица и индивидуальные предприниматели (включая руководителей юридических лиц и иных должностных лиц, уполномоченных представителей);

2. граждане.

Это также говорит о несоответствии предлагаемого предмета государственного контроля (надзора) положениям закона о рыболовстве.

Кроме того, в п. 4 проекта по отношению к субъектам контроля (надзора) используется следующее уточнение «…при осуществлении своей деятельности…». Такое уточнение не предусмотрено положениями п. 1 ст. 43.2 закона о рыболовстве и является излишним. Возникает правовая неопределенность, связанная с тем, что выполнять нормы законодательства в области рыболовства субъекты контроля (надзора) должные только при осуществлении своей деятельность. Однако неясно, о какой деятельность идет речь и означает ли это, что, если субъект осуществляет не свою, а иную деятельность, то он не обязан соблюдать законодательство в области рыболовства?

Предложение

Изложить п. 4 проекта в следующей редакции, соответствующей положениям ст. 43.2 закона о рыболовстве:

«4. Предметом государственного контроля (надзора) является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов».

2. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)

2.1. О предъявляемых должностным лицом ФСБ России документах при осуществлении проверки

При определении прав должностных лиц пограничных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) в пп. «в» п. 5 проекта предусматривается, что такие лица в пределах компетенции имеют право:

«…беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать рыболовные участки, места добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биологических ресурсов, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения, суда рыбопромыслового флота…».

То есть предъявление служебного удостоверения предусматривается как достаточное основание для осуществления приведенных в п. 5 проекта действий.

Однако пп. 2 п. 1 ст. 43.3 закона о рыболовстве предусматривает право таких должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор):

«…беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, о назначении проверки посещать рыболовные участки, места добычи (вылова) водных биоресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биоресурсов, производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения, суда рыбопромыслового флота…».

Следовательно, закон о рыболовстве предусматривает специальную норму, согласно которой при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недостаточно только предъявить служебное удостоверение. Необходима также копия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, о назначении проверки.

Таким образом, можно сделать вывод о несоответствии предлагаемых в проекте обязанностей должностного лица ФСБ России положениям закона о рыболовстве.

Предложение

Изложить пп. «в» п. 5 проекта в следующей редакции, соответствующей положениям ст. 43.3 закона о рыболовстве:

«в) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответствующего пограничного управления ФСБ России о назначении проверки посещать рыболовные участки, места добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биологических ресурсов, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения, суда рыбопромыслового флота, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, в том числе проверки соблюдения правил рыболовства и иных правил, регламентирующих добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выделенных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемых объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов».

2.2. О доказывании должностным лицом ФСБ России обоснованности своих действий

В п. 7 действующей редакции административного регламента, утвержденного приказом ФСБ России от 25 декабря 2012 г. № 675, предусмотрена обязанность должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицами, осуществляющими рыболовство, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Это положение полностью соответствует презумпции невиновности, применяемой в производстве по уголовным и административным делам и прямо предусмотренной в ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса РФ и ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако в проекте это положение было необоснованно исключено, что можно расценивать как отказ в соблюдении предусмотренной процессуальным законодательством РФ презумпции невиновности и обязанности доказывания стороной обвинения вины подозреваемого лица.

Предложение

Дополнить п. 6 проекта пп. «л» следующего содержания:

«л) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицами, осуществляющими рыболовство, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

3. Акта осмотра места осуществления рыболовства

Проект предусматривает введение отдельного акта осмотра места осуществления рыболовства, форма которого приводится в приложении № 2 к проекту.

В соответствии с пп. «в» п. 5 проекта вводится понятие «место осуществление рыболовства» (приводится в качестве сноски), согласно которому это понятие охватывает места «приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биологических ресурсов, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения, суда рыбопромыслового флота».

Возникает неопределенность в части выбора необходимых административных процедур, так как проект предусматривает использование и отдельного акта осмотра судна (приложение № 1). В каких случаях применяется акт осмотра судна, а в каких – акт осмотра места осуществления рыболовства, если такой смотр осуществляется на рыбопромысловом судне, в проекте не разъясняется.

В соответствии с п. 28 проекта «о результатах проведения осмотра судна должностным лицом производится соответствующая запись в промысловом (судовом) журнале, а также составляется акт осмотра судна, который оформляется непосредственно после его завершения. Рекомендуемая форма акта осмотра судна приведена в приложении № 1 к Административному регламенту».

В соответствии с п. 39 проекта «о результатах осмотра места осуществления рыболовства должностным лицом производится соответствующая запись в промысловом журнале (при наличии), а также составляется акт осмотра места осуществления рыболовства, который оформляется непосредственно после его завершения. Рекомендуемая форма акта осмотра места осуществления рыболовства приведена в приложении № 2 к Административному регламенту».

В соответствии с содержанием п. 40 проекта в акте осмотра места осуществления рыболовства указываются данные, которые не предусматривают, что такой осмотр проводился на судне рыбопромыслового флота. Следовательно, очевидно, что включение судна рыбопромыслового флота в понятие «место осуществления рыболовства» является ошибочным.

Предложение:

Исключить судно рыбопромыслового флота из понятия «место осуществление рыболовства».

4. Осмотр судна, используемого для осуществления рыболовства

В соответствии с п. 21 проекта предусматривается, что продолжительность осмотра судна не должна превышать 4 часов. Однако далее приводится основания, по которым такой срок может быть увеличен до 20 часов:

«При особых обстоятельствах, связанных с размером судна или количеством уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, хранящихся на борту судна, нахождением орудий лова в рабочем состоянии, продолжительность осмотра судна по решению должностного лица может быть продлена до 20 часов».

В качестве одного из оснований указывается «нахождение орудий лова в рабочем состоянии». Вместе с тем на любом судне рыбопромыслового флота должны находиться орудия лова в рабочем состоянии, так как они используются для осуществления рыболовства.

Следовательно, введение такого основания позволяет при осмотре любого рыбопромыслового судна продлить осмотр с 4 до 20 часов. Это говорит о наличии такого коррупциогенного фактора, как широта дискреционных полномочий, который позволяет должностному лицу ФСБ России на свое усмотрение необоснованно увеличивать срок проведения осмотра с 4 до 20 часов.

В то же время речь может идти о случаях, когда во время осмотра судна орудие лова используется для добычи (вылова) водных биоресурсов, т.е. орудие лова находится в состоянии работы, в результате чего завершить проверку в течение 4 часов невозможно, так как необходимо поднять орудие лова на борт. Следовательно, для устранения неопределенности в толковании предлагаемая в п. 21 проекта формулировка требует уточнения в части использования орудия лова для добычи (вылова) водных биоресурсов.

Предложение:

Изложить п. 21 проекта в следующей редакции:

«21. Продолжительность осмотра судна не должна превышать 4 часов. При особых обстоятельствах, связанных с размером судна или количеством уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, хранящихся на борту судна, нахождением орудий лова в рабочем состоянии для осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов во время проведения осмотра, продолжительность осмотра судна по решению должностного лица может быть продлена до 20 часов».

Заместитель директора УК «Норебо» по международным вопросам и связям с общественностью Сергей Сенников

Октябрь 2019 г.