Спасите краснокнижных рыб!
Валерий БУШУЕВ , Руководитель учебного центра «Водные биоресурсы» ИПК ДальрыбвтузаПриморский край богат и разнообразен пресноводными, эстуарными и проходными видами рыб. В разрабатываемом нами Атласе пресноводных и эстуарных рыб содержится более 130 видов таких рыб, и список этот еще будет пополняться. Среди рыб Приморья имеются редкие, особо ценные и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу России и Приморского края. К ним относится очень редкий вид сахалинского, или зеленого, осетра, китайский окунь ауха, сахалинский и сибирский таймени, желтощек, черный лещ, черный амур, два вида ленков, мелкочешуйный желтопер и другие.
Забота о сохранении этих уникальных видов должна быть одной из главнейших задач для органов рыбоохраны. Однако в реальности ситуация оставляет желать лучшего, поскольку законодательство практически не отводит им такой роли. Так, в положении о Федеральном агентстве по рыболовству (редакция от 2 августа 2010 г. № 589) сказано:
«1. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов,… а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации…».
И здесь и далее нет речи об охране краснокнижных рыб органами рыбоохраны. Если с охраной рыб на особо охраняемых территориях (заповедниках) все понятно, так как там существует своя охрана, то по поводу краснокнижных рыб этого сказать нельзя. По закону Росприроднадзор осуществляет надзор и контроль за охраной краснокнижных рыб. Однако законодатель не возлагает охранных функций на органы рыбоохраны, что вряд ли правильно.
Можно было бы создать параллельные структуры рыбоохраны в рамках Росприроднадзора, но краснокнижные виды рыб встречаются в уловах единично, поэтому создание параллельных структур охраны экономически не оправдано. В настоящее время охрану водных биоресурсов осуществляет специализированный орган – рыбоохрана территориального управления Росрыболовства, которая могла бы официально охранять и краснокнижные виды. Для этого необходимы соответствующие изменения в Положении о Росрыболовстве, а также в КоАП РФ.
Положением о Росрыболовстве охрана краснокнижных рыб исключалась (аналогичные нормы заложены и в положениях территориальных органов Росрыболовства).
Статьей 23.27 КоАП РФ, которой определялись полномочия органов рыбоохраны, предусматривалась охрана особо ценных, исчезающих и краснокнижных рыб, предусмотренных статьей 8.35.
Возникала коллизия федеральной нормы (ст.ст. 8.35, 23.27 КоАП РФ) и подзаконного акта (Положения о Росрыболовстве). Поскольку кодекс об административных правонарушениях рангом выше Положения о территориальном органе, то инспекторы могли оформлять протоколы и передавать их в милицию для возбуждения исполнительного производства.
В принципе охрана краснокнижных рыб осуществлялась до 2010 года.
По причинам, понять разумом которые невозможно, в 2010 году из полномочий органов рыбоохраны ст. 8.35 изъята. Случайность ли это, недосмотр законодателя или лоббирование – сказать трудно. Тем не менее негативный процесс пошел. Краснокнижные рыбы бессильны перед ним. Инспекторы рыбоохраны не имеют права охранять их.
И результат налицо. На рынках в пригороде Владивостока совершенно спокойно торгуют краснокнижными рыбами и беспозвоночными. В реке Киевка практически исчез ценнейший сахалинский таймень.
Думается, выход из положения есть. И он лежит на поверхности. Необходимо восстановить право органов рыбоохраны охранять краснокнижные виды рыб.
Для этого нужны законодательные изменения. В частности, из п. 1 Положения о Росрыболовстве следует убрать слова «…и занесенных в Красную книгу Российской Федерации», а в ст. 23.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ вернуть ст. 8.35, предусматривающую охрану краснокнижных рыб.
Кроме того, следует обратить внимание еще на один момент. В отличие от наземных краснокнижных животных, охрана краснокнижных водных биологических ресурсов требует подробного правового регулирования. Если при добыче наземных животных охотник видит, на кого охотится, то при добыче водных биологических ресурсов рыбак не имеет такой возможности. Поэтому в Правилах рыболовства следует четко закрепить отличие между случайным попаданием в сети краснокнижных рыб и их умышленным ловом.
Для того чтобы органы рыбоохраны могли в полной мере осуществлять свои функции, они должны получить к тому же не временный (как в настоящее время), а постоянный статус рыбоохраны, а не контроля и надзора, как это предусмотрено действующим в настоящее время Положением о Росрыболовстве.
Известно, что в 2003 году правительством РФ утверждена «Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года». В настоящее время реализуется первый этап этой концепции. Он предполагает «совершенствование нормативно-правовой базы в области рыбохозяйственной деятельности». В соответствии с этой концепцией Приморское территориальное управление Росрырыболовства совместно с краевым Управлением рыболовства администрации края имеют прекрасную возможность через Правительство и Госдуму внести предлагаемые изменения в нормативные документы об охране краснокнижных рыб.
Валерий БУШУЕВ, руководитель учебного центра «Водные биоресурсы» ИПК Дальрыбвтуза, кандидат биологических наук.
РИА Fishnews.ru
Март 2011 г.