Личное мнение

08 декабря 2014 года
Исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей КРАСИЛЬНИКОВ

Контроль должен быть разумным

Сергей КРАСИЛЬНИКОВ, Исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки

Необходимо, чтобы законодательные изменения в сфере пересечения государственной границы судами рыбной отрасли обеспечивали условия для эффективного рыболовства без ущерба для национальной безопасности. Пока этих целей достичь не удалось.

В ноябре 2012 года Правительство РФ направило в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе РФ» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В качестве цели было указано «упрощение порядка пересечения государственной границы судами, осуществляющими деятельность в целях торгового мореплавания, следующими с одной части Российской Федерации на другую ее часть через территорию иностранного государства».

Главным недостатком этого проекта стало то, что он положил начало разделению понятия «торговое мореплавание» на части. Согласно КТМ торговое мореплавание – это в том числе и рыболовство. Однако для рыболовства законопроектом устанавливается особый порядок пересечения границы. И даже не для всего рыболовства в целом, а – если детально рассматривать нормативно-правовую базу – только для промысла водных биоресурсов. При этом возможность неоднократного пересечения границы для добывающих судов локализована в пространстве – районом добычи, для которого выдан промысловый билет, и во времени – сроком действия билета.

По прошествии двух лет с момента внесения законопроекта (и полутора лет – с момента принятия), уже не очень важно, что стало причиной ужесточения – непонимание или сознательное искажение фактов. В пояснительной записке к законопроекту указано, что «…исключение деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства...» сделано потому, что «...норма о разрешении неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля... предусмотрена в статье 9 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации... для российских судов, осуществляющих рыболовство». Однако в пояснительной записке не указано, что это положение действует только для судов, осуществляющих добычу водных биоресурсов, только в промысловом районе, на который выдано разрешение, и только на срок действия этого разрешения.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится еще один законопроект – в части упрощения порядка пересечения границы лицами и транспортными средствами при пользовании недрами континентального шельфа. Там также написано: «…за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства».

В июне прошлого года закон об упрощении пересечения госграницы судами, осуществляющими деятельность в целях торгового мореплавания, был принят. «Творческое» прочтение новой редакции закона о государственной границе контролирующими органами привело к поразительным результатам: если ты везешь рыбопродукцию из одного российского порта в другой, значит, ты осуществляешь рыболовство в части транспортировки, а поэтому, если есть необходимость пересекать границу, должен получить разрешение. Какое разрешение может получить транспортное судно, никто не знает, законом не предусмотрено. Как пройти морем, к примеру, от Петропавловска-Камчатского (тем более из района промысла) до Владивостока, не пересекая при этом границу, тоже никто не знает – географией не предусмотрено. Когда пришло понимание, что под угрозой остановки в целом доставка рыбной продукции в порт Владивосток, контролеры придумали некую процедуру «портовой очистки», вообще никаким законом не предусмотренную. Судну, груженому рыбопродукцией, предлагается зайти в порт (или ближайший терминал), известить портовые власти об отходе в другой российский порт, и тогда это уже не рыболовство в части транспортировки, а нормальный каботажный переход.

Вполне естественно в таких условиях, что рыбацкое сообщество полностью поддерживает инициативы и решения, которые могут помочь исправить ситуацию. Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Г.А. Карловым и членом Совета Федерации В.А. Озеровым, является весьма своевременным – это намерение изменить положение дел к лучшему. Однако замечания, высказанные Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, обоснованны.

Например, законопроект предусматривает исключение части 15 статьи 9 закона о госгранице. При этом ничего не предлагается взамен. Таким образом, из закона о госгранице исключается сама возможность осуществления прибрежного рыболовства за пределами территориального моря РФ (пусть и в «разрешительном» варианте).

Кроме того, часть 15 статьи 9 устанавливает не только разрешительный порядок пересечения государственной границы для отечественного рыбопромыслового флота, но и определяет для него режим мореплавания за границей РФ: запрет выхода из российской экономзоны, запрет захода в воды и порты других стран, запрет выгрузки (погрузки) грузов, товаров, валюты, животных на иностранные суда, а также на российские суда, прошедшие пограничный контроль.

Предусматривается исключение части 17 статьи 9. При этом ничего не предлагается взамен. Это означает, что суда, осуществляющие рыболовство в ИЭЗ и (или) на континентальном шельфе РФ, не смогут пересекать госграницу для перегрузки уловов, продукции без прохождения всех видов контроля в случаях неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Полностью упущена возможность транзитного прохода территориального моря РФ российскими судами, оформленными в пограничном отношении.

Какими в нашем союзе видят законодательные изменения по пересечению государственной границы для судов рыбной отрасли?

Во-первых, удобными для осуществления рыболовства отечественными рыбопромысловыми судами, во-вторых, обеспечивающими безопасность государственной границы РФ.

Если говорить более подробно, то для обеспечения комплекса действий, составляющих рыболовство, применительно к функционалу Пограничной службы по охране границы, необходимо определить две категории судов:

– не оформленные в пограничном и таможенном отношении,

– оформленные в пограничном и таможенном отношении.

Первая категория имеет право в целях осуществления рыболовства сколько угодно пересекать государственную границу в уведомительном порядке (это принципиальный вопрос – должна быть норма прямого действия), но не имеет права выходить за пределы исключительной экономзоны РФ, заходить в воды и порты других стран, контактировать с иностранными судами, а также с российскими судами второй категории.

Вторая категория имеет право делать все то, что запрещено судам, оформленным в пограничном и таможенном отношении, но не имеет право с ними контактировать.

Кроме того, для российских судов, оформленных в пограничном отношении, необходимо предусмотреть возможность входа в 12-мильную зону России в уведомительном порядке при неблагоприятных гидрометеорологических условиях для перегруза уловов и продукции.

Также для отечественных судов, оформленных в пограничном отношении, нужно обеспечить возможность транзитного прохода в уведомительном порядке территориальных вод России (это необходимо, например, при смене района промысла).

Сергей Красильников, исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки

Fishnews

Декабрь 2014 г.