Чего могут ждать от визита Путина японские рыбаки?
Александр КУРМАЗОВ, Независимый эксперт, кандидат экономических наук, г. ТокиоВ феврале текущего года планируется официальный визит в Японию Председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина. Помимо обсуждения вопросов общеполитических, скорее всего, будут активно рассматриваться проблемы развития двусторонних и региональных экономических отношений. Для регионов Дальнего Востока России и значительной части районов Японии в экономическом блоке наибольший интерес представляют вопросы развития отношений в области рыболовства и рыбного хозяйства.
И они обязательно всплывут в той или иной форме в ходе официальных встреч. Но, скорее всего, не в том виде, как этого хотелось бы непосредственным участникам двустороннего рыбохозяйственного сотрудничества. И в первую очередь потому, что визит официальный, и все проблемы будут обсуждаться сжато, поскольку встреча будет проходить на самом высоком уровне.
В то же время есть основания предположить: что же на самом деле может лежать в основе предстоящего сухого официального диалога и что, по всей вероятности, останется за рамками официальных высказываний. Открывать сразу все карты никто не будет, да этого и не получится. Но знать то, что останется в туне, было бы полезно. Тем более, что латентная форма иногда превращается в активную, и то, что не востребовано сейчас, может быть востребовано потом.
На развитие рыболовства каждой страны и на насущные его потребности на национальном уровне влияет комплекс очень многих причин. Эти причины как одинаково, так и по-разному воздействуют на рыбопромышленные комплексы и решаемые ими насущные проблемы в России и Японии.
На наш взгляд, есть несколько групп проблем, на которые стоит обратить внимание в преддверии визита. Это, во-первых, ресурсная политика России и степень зависимости японского рынка от ресурсов рыболовства российских вод в северо-западной части Тихого океана. Также отношение Центра к окраинным территориям. И поскольку речь идет о Дальнем Востоке России и граничащих с ним северных районах Японии, то понятно, какую роль для них играет рыболовство.
Во-вторых, группа проблем регионального значения (речь идет о регионе Северо-Восточной Азии), включая заинтересованность стран региона в развитии морских отраслей хозяйства; тенденции состояния рыболовных запасов; тенденции развития рыбопромышленных комплексов стран СВА, а также спроса на рыбную продукцию. В-третьих, проблемы глобального уровня, включая топливно-энергетический кризис прошлого года и продолжающийся финансовый кризис.
Если попытаться обобщить ситуацию с точки зрения существующих проблем и их влияния на российско-японские отношения, то получается следующая картина. (И все это в той или иной степени может проявиться в ожиданиях японских рыбаков).
В 1987 году, чуть более 20 лет назад, мировой вылов составлял 92,69 млн. т, из которых 25% приходилось на суммарный вылов СССР и Японией. Вместе с Китаем эта доля составляла 35%. Если взять 1987 год за 100%, то вылов России и Японии сократился до 30%, в то время как вылов Китая увеличился до 182%.
Успех Китая можно объяснить экономической помощью Японии, которая, стремясь сгладить острые углы отношений из-за японской военной агрессии в Китае в прошлом, давала не только деньги. Япония передавала Китаю технологии сталелитейной промышленности, помогала создавать судостроение, строила крупные предприятия, холодильники, отменила ограничения на экспорт рыболовных судов и т. д. Все это сильно помогло быстрому развитию море- и рыбохозяйственного комплекса Китая.
Есть еще один крайне важный фактор китайского успеха. Китай сделал ставку на развитие морских отраслей хозяйства как на локомотив национальной экономики. В этом пытаются не отставать и другие азиатские страны региона, например Республика Корея. С некоторым запозданием, но продвигается вперед и Япония. Значительное влияние на эти процессы оказывает морская политика США.
Получив от Японии, а также других стран передовые технику и технологии рыбного хозяйства, Китай стремился «оседлать» выгоды, которые сулило самостоятельное развитие морехозяйственного комплекса. Но прежде этого Китаю было нужно расширить масштабы производства, опираясь на совместную деятельность с японскими промышленными компаниями, в том числе и в области морского и рыбного хозяйства. И такой подход себя оправдал.
Что же касается России и Японии, которые были 20 лет назад мировыми лидерами рыболовства, то им не хватило дара предвидения, чтобы понять – в каком направлении будет развиваться ситуация. Также не хватало стремления развивать более тесное сотрудничество двух стран как ведущих рыбопромышленных держав. Если бы интерес к усилению сотрудничества был, современная ситуация могла быть иной.
Нельзя сказать, что сотрудничество СССР, а потом России и Японии в области рыболовства и рыбного хозяйства было слабым. Напротив, двусторонние отношения в этом направлении были очень активными. Потенциал их развития сохраняется поныне. Но используется далеко не полностью, хотя действовал в прошлом и действует сейчас целый ряд соглашений в данной области. Кроме того, Россия и Япония тесно взаимодействуют во многих морских и рыболовных международных организациях. Но эти отношения всегда были и остаются сейчас весьма политизированными.
В современной Японии по-прежнему сохраняется весьма высокий уровень потребления рыбной продукции, на душу населения – второй в мире. Но половину потребляемой рыбы Япония импортирует. Хотя после второй половины 1950-х годов все было наоборот. Страна не только полностью обеспечивала национальный спрос в рыбе, но и много экспортировала. Этот период длился около четверти века.
В течение последних 20 лет масштабы промысла и объем вылова японским рыболовством неуклонно снижался. Рост дефицита рыбной продукции необходимо было восполнять. Стал развиваться импорт рыбного сырья и производство на его основе готовой продукции. С этой целью были инвестированы значительные средства. В настоящее время Японии есть чем гордиться на мировом рынке, в том числе технологиями переработки рыбного сырья и высоким контролем качества продукции.
Однако ничто не стоит на месте. Довольно долгий период, когда Япония без помех могла себя обеспечивать рыбным сырьем за счет импортных поставок, закончился. Последние несколько лет во многих странах быстро растет спрос на рыбную продукцию, и в первую очередь – со стороны Китая. Конкурентами японских импортеров стали и развитые, и новые индустриальные страны. В число быстро активизировавшихся рыбных импортеров сейчас входит и Россия, а также ряд стран Восточной Европы.
Последние коррективы в расстановку игроков и направления развития рыбной промышленности стран азиатского региона внесли скачок цен на нефтепродукты, вернее резкое их колебание, и мировой финансовый кризис.
С целью преодоления опасных последствий для мировой экономики глобальных кризисных явлений многие страны включились в диалог о возможных в этом направлении мерах международного взаимодействия. Восточно-азиатские страны – Япония, Китай и Республика Корея – достигли соглашения о формировании отношений сотрудничества в сфере финансовой политики.
Российско-японские отношения омрачают продолжающиеся браконьерство и контрабандные поставки российских уловов ценных видов ВБР в японские порты. И здесь двусторонние связи далеко не продвинулись. Этот вопрос в какой-то форме обязательно всплывет в ходе предстоящего визита Владимира Путина в Японию. Но эту проблему надо рассматривать еще в следующем ракурсе.
На российском рынке Дальнего Востока, наиболее близком к районам добычи ценных видов ВБР, сдаточные цены на рыбную продукцию для рыбаков часто бывают значительно ниже, чем на рынке Хоккайдо. В то же время в Японии имеется большое количество рыбообрабатывающих предприятий, которые остро нуждаются в рыбном сырье. В Японии сырья нет, зато в российских дальневосточных водах оно есть. Однако по сравнению с Японией недостаточно развита система (своего рода рыбопромышленный кластер), которая бы позволяла эффективно работать совместно рыбакам и предприятиям переработки.
Отсюда и проистекает обоюдный интерес рыбопромышленников соседних регионов двух стран: одни могут быстро и выгодно продать, другие – обеспечить себя работой. Поскольку, как на Дальнем Востоке России, так и в отдаленной от центра северной Японии, население не избаловано вниманием центральных властей, оно в ряде случаев вынуждено решать свои проблемы самостоятельно. Доходит и до браконьерства с контрабандой.
В России для предотвращения ННН-промысла начинает реализовываться президентский лозунг: «Российскую рыбу на российский берег». Поскольку в Японии большинство рыбаков также за решение этой проблемы, но мешает этому нехватка сырья, есть свое видение, как это можно сделать. Вопрос в том, пойдет ли на это российская сторона.
Попробуем представить, что в этой связи могли бы предложить из области практических шагов для развития двусторонних рыболовных отношений японские рыбаки, если не во время визита Владимира Путина, то в ближайшей перспективе?
Японское видение заключено в простой идее. Создать совместную ассоциацию по глубокой переработке рыбного сырья и реализации продукции на мировом рынке, используя для этого ресурсный потенциал России и рыбообрабатывающие предприятия Японии. После оформления российской рыбы на российском берегу согласованная сторонами ее часть будет поступать на совместную (с участием российского персонала) переработку в Японию. Схема очень прозрачная. И чем больше рыбы будет проходить через ассоциацию, тем меньше останется возможностей для контрабанды.
Есть еще одна особенность «сырьевых» российско-японских отношений. Россия является экспортером нефти, но испытывает негативное влияние значительных колебаний цен мирового рынка. Япония – нефте-импортер и в не меньшей степени подвержена таким колебаниям. Вполне можно предположить, что японские рыбаки хотели бы создать с российской стороной схему поставки из России ГСМ для рыболовных судов Японии по фиксированной цене и на продолжительный срок. Такая схема поможет избежать отрицательных последствий скачков цен на нефтепродукты. Ее эффективность будет выше, если она станет частью деятельности упомянутой ассоциации.
Сохранение устойчивости глобальной экономики требует глобального уровня диалога и взаимодействия, особенно в период мировых хозяйственных и финансовых катаклизмов. Однако долгосрочные и устойчивые связи на региональном уровне не только не будут помехой стабилизации глобальных процессов, но, напротив, могут стать катализатором такой стабилизации. Россия, обладающая огромным ресурсным потенциалом, и Япония, которая таким потенциалом не обладает, тем не менее, могут строить новые отношения сотрудничества именно в нынешних непростых условиях.
По мнению автора этой статьи, многим читателям было бы интересно узнать и точку зрения российских рыбаков: «Чего ждут от визита Путина в Японию российские рыбаки?».
Александр Курмазов, независимый эксперт, кандидат экономических наук, г. Токио.
РИА Fishnews.ru, февраль 2009 г.