Достали!!!
Это был самый лаконичный транспарант на состоявшемся 1 октября митинге протеста рыбаков, направленном против политики Федерального агентства по рыболовству и его территориального органа на Сахалине. Его автор емко и четко выразил свое отношение и к очередному намечающемуся переделу в рыбной отрасли, и к непонятным инициативам Росрыболовства, которые больно бьют не по рыбохозяйственному комплексу не только нашей области.
МИТИНГ ПРОТЕСТА состоялся на площади Победы в Южно-Сахалинске. Для участия в нем прибыли и представители рыбацких коллективов из районов области.
Такого массового митинга протеста – около тысячи человек – я что-то и не припомню. Если на площадь вышли люди, которые всегда выражали свою поддержку правительству, то можно представить, до какого отчаяния их довели действия ФАР, если они решились на подобную массовую акцию. Вот уж поистине – ДОСТАЛИ!
Акцию протеста рыбаков спровоцировали действия Сахалино-Курильского территориально управления, инициировавшего расторжение договоров пользования рыбопромысловыми участками с половиной рыбацких предприятий области. Росрыболовство наглядно показало, что закрепленное законодательно право на промысел можно отнять просто желанием чиновника. Прикрываясь впечатляющими цифрами роста основных показателей работы отрасли, руководители ФАР и его территориальных подразделений, считают рыбаки, последние три года проводят целенаправленную деятельность по изъятию у действующих рыбацких коллективов исторически сложившихся и закрепленных законодательно прав на промышленный и прибрежный промысел.
Защищая свои законные права, сахалинцы одновременно отстаивают права рыбаков и других регионов Дальнего Востока. «Коллектив Союза рыболовецких кооперативов-колхозов Хабаровского края, – говорится в зачитанном на митинге письме, – поддерживает и одобряет инициативу рыбаков Сахалинской области и просит вас передать участникам митинга наше согласие и поддержку резолюции, направляемой Президенту Российской Федерации Медведеву Д. А., и поручает инициативной группе направить данное обращение в его адрес».
Рыбаков поддержали и региональные организации основных политических партий.
Митинг прошел организованно, желающих выступить было много. Приведем вкратце основные моменты из выступлений представителей рыбацких коллективов и общественности.
С. А. АСТАПЕНКО (ООО «Берег Надежды», Корсаковский район)
Нормативные документы разработаны для того, чтобы помочь оформить правильный промысел и на законных основаниях его осуществлять. Но новое руководство территориального органа Росрыболовства, который, по идее, создан в помощь рыбакам, заняло позицию противостояния. Яркий пример этого всем хорошо известен – не дав правовой оценки своим действиям, СКТУ инициировало исковое производство по изъятию рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства, чтобы перераспределить их. На наши вопросы, которые мы пытались задать руководителю теруправления Широкову, он отвечал однозначно: за то, что было до меня, я не отвечаю.
В итоге противостояние продолжается. Фиксируются мельчайшие нарушения со стороны не то что предприятий, а просто некоторых лиц из коллектива, работающих на данном предприятии.
Поэтому мы и собрались здесь, чтобы дать оценку происходящему, объединиться в борьбе – даже неловко говорить, что госорганом – и выразить общественное мнение, которое в будущем повлияет на принятие каких-то решений по исправлению допущенных руководством тероргана ошибок.
А. Н. КВАК (рыбколхоз «Дружба», Поронайский район)
Честно говоря, никогда не думал, что придется доказывать конституционное право колхозов и других рыбодобывающих и обрабатывающих предприятий Сахалинской области путем таких вот публичных выступлений. Что же случилось? Почему сегодня почти весь Сахалин встал на защиту своих прав, своих конституционных завоеваний? Чиновники Росрыболовства и СКТУ продолжают свои игры как с рыбной отраслью Сахалина, так и всей России. При образовании рыболовецкого колхоза «Дружба» он имел рыболовные участки протяженностью более 150 километров, сейчас у нас осталось только 52. Наш колхоз – самое крупное предприятие района, у нас более 400 человек постоянно работающих, а в путинное время – 800-900. Имеются консервный, кулинарный, икорный цехи, цех переработки. Внедрено безотходное производство: есть рыбомучная установка немецкого производства. Построен новый холодильник, имеется 11 единиц промыслового флота, в том числе и с новостроя.
Чиновники подали более двухсот исков о признании договоров на РПУ незаконными, при этом их совершенно не интересует, что будет с нашими предприятиями в дальнейшем.
А что последует за этим – понятно. Потеря РПУ и конкурсы, на которых колхоз и другие предприятия не имеют никаких шансов и перспектив. Опыт Камчатки и Хабаровского края красноречиво говорит об этом. Чиновники не хотят признавать за собой никаких нарушений, а их действия только подчеркивают их некомпетентность.
С. А. СЕНЬКО, председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области»
Мы поддерживаем законные требования предприятий отрасли. Да, рыбакам дали квоты на долгосрочный период, но тут же пытаются их отобрать под так называемые «квоты под киль» под маркой того, что надо возрождать наше отечественное судостроение. Рыбаки имеют свое мнение по этому поводу, но к их мнению не прислушиваются. Если судостроение не факт что возродится, то ресурсы наши будут перераспределены окончательно. И подозреваю, что не в пользу рыбаков.
Да, сегодня с рыбаками заключены договоры на долгосрочное пользование участками, на 20 лет. Но в то же время подаются иски о признании этих договоров ничтожными.
Хорошо продуманная и организованная акция Росрыболовства преследует вполне определенные цели: предоставление участков на конкурс. А его, как обычно, выиграют другие люди. Об этом говорит опыт Камчатки в 2008 году и Хабаровского края в этом. Дошла очередь и до нас.
С легкой руки Росрыболовства на прикол поставлены стеркодеры. Несмотря на неоднократные заявления Крайнего, они до сих пор стоят и непонятно когда выйдут.
Главная причина создавшейся ситуации в том, что в руках чиновников, в данном случае – руководителей Росрыболовства, сосредоточено огромное количество полномочий, в том числе и в области прибрежного рыболовства, которые в соответствии с поручением президента после заседания Госсовета в Астрахани в августе 2007 года должны были быть переданы в субъекты Российской Федерации. Это касается и регулирования промысла прибрежного рыболовства, и правил рыболовства, и промысла анадромных видов рыб. Сегодня Росрыболовство и его теруправления правят бал так, как им хочется. Хотят – подают иски, хотят – отзывают. Хотя никакого официального сообщения о том, что иски отозваны, нет. Сайт СКТУ молчит об этом.
Не могу не сказать о том, что в нашу отрасль пришли совершенно чужие, совершенно непрофессиональные люди, которые думают не о том, как упростить жизнь рыбака, а о том, как с этого рыбака взять. И взять побольше.
Далеко за примером ходить не надо. За последние три года у нас в теруправлении сменилось несколько руководителей. Один сегодня находится в международном розыске, второй почти год судится с Росрыболовством. Сегодняшнее руководство пытается устроить большой передел. Я уже не говорю о тех чиновниках ФАР, которые арестованы и которым предъявлены серьезные обвинения.
Такова кадровая политика у нашего Федерального агентства по рыболовству.
Не зря говорят, что рыба гниет с головы. Но почему-то чистить ее начинают с хвоста.
С. В. КУЗЬМИН (ООО «Ника», Анивский район)
Мы собрались здесь, чтобы защитить интересы не только рыбаков, но и наших детей, внуков, стариков, да и всех сахалинцев. Ведь если нас лишат участков, на наше место придут варяги с толстыми кошельками, которым глубоко наплевать на сахалинцев. Что бы ни говорили господа из СКТУ, направив иски в суд, мы считаем, что это начало рейдерского захвата Сахалина и Курил. Мы обращаемся к президенту и премьер-министру: услышьте нас, мы хотим работать. Мы родились на Сахалине, и нам небезразлично, что будет с нашей отраслью.
Рыбаки на всех участках взяли под охрану нерестовые реки, охраняют их от браконьерства. Мы всегда шли навстречу пожеланиям правительства: нужно строить рыбоперерабатывающие заводы – строили, нужна помощь в охране ВБР – помогаем, нужно помочь ветеранам, детям – пожалуйста, нужно помочь с ремонтом школ, больниц, детских садов – помогаем. Нашей отраслью должен руководить сахалинец, тогда ему и в голову не придет то, что нынешние господа из СКТУ отчебучили.
А. М. ПОПОВ, президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина
Наше право прибрежного промысла на рыбопромысловых участках, а равно право промыслового лова по индивидуальны квотам исторически заработано и узаконено. Что касается участков, то они закреплены за рыбаками на много лет. А индивидуальные квоты мы покупали на аукционах. 47 миллиардов рублей заплатили рыбаки государству за право пользования ВБР. Это половина дохода всей отрасли России за прошлый год. Громадные деньги. И у кого-то сегодня еще язык поворачивается говорить, что рыбаки всё получили бесплатно и не пора ли эту халяву отобрать и передать другим!
Кощунственное заявление. Но они не только заявляют, но и начинают действовать. Как уже говорилось, через иски и последующее проведение конкурсов. А индивидуальные квоты – через их изъятие у действующих предприятий и передачу другим. Кому бы вы думали? Российским судостроителям.
Такие действия приносят нашей отрасли только вред. И особенно – инвестиционным потокам в нее, которых мы добивались 20 лет. Всё перечеркнуто. А законодатель признал принципы наделения правом прибрежного и океанического промысла справедливыми. Вот за это стояли и будем стоять.
Поддерживаю обращение к президенту и резолюцию нашего митинга. Требуем: чиновников, которые действуют против регионов, интересов области, – в отставку! Нам необходимо также добиться детального расследования всех обстоятельств переоформления договоров в 2005-2008 годах в Сахалинской области, чтобы навсегда закрыть лазейку для их пересмотра. Нам нужен собственный областной закон о рыболовстве и правила, которые бы исключили в дальнейшем переделы рыболовства.
Объединяйтесь, и мы всего добьемся!
А.З. КОВАЛЕВ (ООО «Катамаран», Долинский район)
Если чиновникам от СКТУ удастся реализовать свой замысел, то следующий их этап коснется береговой переработки. Под благовидным предлогом снижения стоимости готовой продукции будет реализовано предложение загнать на Сахалин суда-переработчики. Проведут, видимо, определенную пиар-акцию, а заинтересованные всегда найдутся. Думаю, на этом фоне нам благоприятствует то, что Президент Российской Федерации, премьер-министр в последнее время уделяют большое внимание развитию Дальнего Востока в целом и Сахалина и Курил, в частности. В этом плане чиновники, которые наделены государством важными полномочиями и которые, используя авторитет федеральной исполнительной власти, готовы через колено сломать целую рыбохозяйственную отрасль Сахалина, будут поглядывать с некоей опаской.
Думаю, то, что задумали сотворить с нами чиновники, это не внезапно возникший умысел, а давно спланированная акция. Все мы помним, как несколько лет назад чиновники настойчиво уговаривали нас подписать договоры на РПУ на 1-3 года. Мы не поддались на эту уловку. Иначе сегодня у нас не было бы никаких оснований для протеста, для борьбы с ними.
С. КУРМАНГУЖИНОВ, представитель коренных малочисленных народов Севера (Поронайский район)
Я представляю региональный совет коренных малочисленных народов Севера. Мы поддерживаем проект резолюции и проект обращения к президенту и считаем, что действия СКТУ направлены на разрушение рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области.
Мы, представители народов Севера, оказались самыми незащищенными в данной ситуации, нашего представителя вывели из состава комиссии по анадромным видам рыб. Часть рыбопромысловых участков, которыми пользовались с 1992 года, мы уже потеряли. Сегодня хотят забрать последнее.
Рыболовство – традиционный вид деятельности наших народов. Считаем, что исковые заявления СКТУ нарушают наши конституционные права, интересы федеральной концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера.
И. М. БЫСТРОВ, член совета Ассоциации рыбопромышленников Сахалина
Нас сегодня собрала вместе очень веская причина. Но всё же, почему при всем богатстве окружающих острова морей у нас такой скудный рыбный прилавок? Почему рыбаки не могут толком выйти на промысел?
Основой любой экономики, любого развития является стабильность. Этой стабильности в рыбохозяйственном комплексе мы не можем добиться полтора десятка лет: то аукционы, то перераспределение, то «квоты под киль»… Еще трех лет не прошло, как наши рыбаки получили долгосрочное право на рыбопромысловые участки, и опять назревает очередной передел. О какой стабильности можно говорить? О какой модернизации нашей экономики? С таким подходом мы никогда не догоним и не перегоним не то что Америку, но даже Гондурас – даем людям право порыбачить один год, а требуем, чтобы они за это время сделали то, что в мировой экономике делается десятилетиями.
Еще один момент. Всё российское рыболовство на сегодняшний момент скукожилось до четырех объектов промысла, они дают две трети российского вылова: минтай, лосось, сельдь, тресковые. Это практически всё, что у нас осталось. Почему? Президент еще в 2007 году дал поручение передать полномочия по прибрежному промыслу субъектам Федерации. Но ничего не сделано до сих пор.
ФАР не справляется с вводом в промысел новых объектов.
ФАР не справляется с управлением прибрежным рыболовством. Если в начале 2008 года субъект Федерации управлял 41-им объектом промысла, то сегодня осталось только 12. Куда делись остальные? Никуда. Федеральному агентству не хватает времени, а мы из-за этого просто не можем загрузить свою береговую обработку.
Акцентирую внимание на том, что не только в переделах беда, а в том, что Росрыболовство притянуло к себе столько полномочий, что не может с ними справиться.
Д. Р. ТИТАЕВА, представитель общественности
Хочу озвучить позицию предпринимательницы из Смирныховского района Анны Георгиевны Алексеевой. Она все эти годы имела участок, с помощью которого и без помощи Евгения Павловича Широкова построила удивительной красоты село Орлово, дала людям жилье, работу, не было года, чтобы оставила кого-то из ветеранов без рыбы. И что она сейчас имеет? Участок у нее хотят отобрать. Она просила передать следующее: «Широков, уйдите сами с Сахалина. Вы разорили рыбные участки Камчатки и эту же систему внедряете на Сахалине».
А. М. КОБЕЛЕВ, депутат Сахалинской областной Думы, президент Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива, член регионального политического совета партии «Единая Россия»
От имени областной Думы, от имени партии «Единая Россия» выражаю полную поддержку требованиям к чиновникам из ФАР и СКТУ.
Мы прекрасно помним, как создавали эту отрасль. Да, Сахалин был богат морским промыслом. Но Сахалин мало внимания уделял прибрежному рыболовству. За последние 20 лет мы с вами создали одну из лучших прибрежных отраслей в России. Мы с вами почти 90 % сырца перерабатываем на своих заводах – а это занятость населения, это налоги, все социальные блага, которые создают рыбаки. Мы не можем равняться на Камчатку, как кто-то к этому призывает. Потому что 80 % рыбы с Камчатки уходит на обработку на пароходы.
Призываю вас стоять на своем, а мы со своей стороны вас поддержим. Выражаю большую признательность губернатору Сахалинской области, который вместе с нами поддерживает наши требования. Я призываю вас поддержать проект резолюции митинга, где мы требуем отставки руководителя ФАР и укрепления руководства Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства.
Ю. Ф. ВЫГОЛОВ, первый секретарь Сахалинского регионального комитета КПРФ
Основной бедой России является коррупция. Она привело к повальному казнокрадству, которое получило в стране специфическую форму – откат. Для получения средств даже на самые важные государственные программы необходимо отстегнуть чуть ли не половину выделяемых средств.
Сегодня надо понимать, что рано или поздно коррупция коснется каждого. Как и в этом случае с вами. Росрыболовство, манипулируя нормами закона, пытается расторгнуть договоры с подавляющим большинством рыбацких коллективов, используя для этого собственные упущения, недоработки и нарушения законодательства РФ. Предприятия, построившие свою переработку, могут остаться без сырья и, как следствие, исчезнуть с экономической карты области. В данном случае, когда возникает дилемма – интересы государства или чиновников, побеждает, как правило, второе. Выставление рыболовных участков на аукцион дает возможность кому-то крупно заработать. Тем более если придут на него московские покупатели с их миллионами. Сахалинские коммунисты поддерживают рыбаков и требуют отставки зарвавшихся руководителей отрасли.
С. А. НЕЧУНАЕВ, заместитель координатора регионального отделения ЛДПР
Митинг сегодня – самый насущный из всех, что проводились ранее. Мы живем на острове, который со всех сторон окружен водой, а рыбы толком не видим. Рыба гниет с головы. Голова – в Москве. Сегодняшняя Москва творит просто беспредел.
Сегодня чиновничество приобрело такую власть, что с ним не может справиться ни президент, ни правительство. Вместо крупных специалистов, как это раньше было, присылают людей, которые вообще не сведущи в рыбной отрасли. Запятнавшие себя чиновники должны уйти в отставку.
А. А. БОЛОТНИКОВ, депутат Сахалинской областной Думы
Рыбаки Сахалина доказали свою состоятельность и в мутные 90-е годы, и во время становления, и в последнее десятилетие. Правильно говорят, что деятельность Росрыболовства направлена на то, чтобы внести смуту в наши рыбацкие дела.
Сахалинская областная Дума, весь депутатский корпус неоднократно выступали в поддержку сахалинских рыбаков. Мы на вашей стороне. Ваше дело правое. Тем более что вы собрались на площади Победы. Я верю, что победа будет за сахалинскими рыбаками.
В. КАНТЕМИРОВ, газета “Рыбак Сахалина”