Аргументы и факты
О жестком противостоянии сахалинских рыбаков и чиновников от Росрыболовства в последнее время сказано уже немало.
Напомним, что оно обострилось весной нынешнего года и вышло на пик в сентябре, когда началась операция по отъему рыбопромысловых участков. За это время стороны успели высказать друг другу немало претензий. Автор, естественно, следил за ситуацией, и вот что бросилось в глаза.
Понятно, что ресурс у Росрыболовства в этой информационной войне был гораздо большим, чем у сахалинцев: доступ к первым лицам государства, к федеральным телеканалам и изданиям, которые так или иначе формируют общественное мнение страны. Однако создается впечатление, что при всем этом ресурсе аргументов у чиновников маловато: главным и постоянным является только обвинение наших рыбаков в повальном браконьерстве, с которым и борются отважные чиновники, не щадя «живота своего». Да, именно так.
Вот, например, на днях на официальном сайте Росрыболовства появилась публикация с характерным заголовком: «Евгения Широкова (руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства – С.М.) шельмуют, потому что он наводит порядок». Ее суть: «На Сахалине пренебрежение законами достигло своего апогея. Поэтому нужен был человек, который мог, рискуя, в том числе и своей жизнью (без преувеличения), заставить всех исполнять российское законодательство. Напомним, что Сахалинская область в Российской Федерации стояла на первом месте по браконьерству. И абсолютное большинство рыболовецких ассоциаций имели браконьерскую основу, т.е. скупали и самовывозили браконьерскую рыбу и икру… На Сахалине в настоящее время стоит вопрос либо рыбу ловят по закону, либо по устоявшимся понятиям. При этом местная власть полностью самоустранилась от наведения надлежащего порядка, т. к. понимает, что нужно решать проблемы непопулярными методами, а не ждать, когда они сами собой решатся. Поэтому Евгений Широков остался один на один с проблемами рыболовства. Он тот смельчак, который видит и понимает благую цель своих действий, а те, ради которых все это происходит, предпочитают кричать «Ату его!».
Итак, на наших островах царит мафия, но тут появляется герой. Причем, «если мы не хотим потерять легальный рыбный бизнес на Дальнем Востоке, то все здравые силы должны встать на защиту Широкова. Иначе мы никогда не наведем порядка в рыбной отрасли России. Уйдет Широков, уйдет вера в закон на долгие и долгие годы. Потому что другим неповадно будет за этот закон бороться…»
Проблема, как видим, поднята на глобальный уровень: уйдет Широков – погибнет все.
Правда, когда самого Широкова спрашивают: кого вы называете браконьерами, огласите хотя бы часть списка, он открещивается – мол, такого списка не может быть в принципе и никаких претензий к рыболовецким ассоциациям у него нет. Наоборот, только слова благодарности за помощь в борьбе с браконьерами.
Впрочем, и авторы публикации признают: «Серьезные же, крупные рыбодобывающие компании на Сахалине заинтересованы в легальном бизнесе, так как браконьерская продукция обрушивает цены на рыбную продукцию, т.е. снижает их доходы. Но их, увы, оказалось меньшинство».
Меньшинство? Таковое, конечно, есть. Очевидно, речь идет о тех предприятиях, которые на днях распространили свое обращение к президенту страны Д. Медведеву с критикой протестующих и поддержкой политики Росрыболовства (компании «Новое время», «Посейдон», Р/А «Восток-Итуруп», «СДС Лангери», «Марковка», «Нива», «Туровка», «Залив», «Анкор», «Рыбак», «Север», «Сафроновы», «Краб», «Гимея», «Рыбак-2009», «Заря», «СТПК-2006», СПК «Восток-Ноглики», «НХ Кайган», «Мираж», «Литораль», «Фиш Итуруп», «Санди», «Мор Фиш»). Их действительно мало. Причем во всех смыслах этого слова.
На состоявшемся в минувший четверг заседании думских комитетов депутат облдумы Б. Борисов сообщил интересный факт: по официальным статданным за прошлый год ООО «Марковка» имела среднюю численность 1 человек, «Заря» – 2 человека.
Находим эти статданные, и действительно. А еще ООО «Туровка» – 1 человек (хоть бы главбуха наняли, все-таки ООО, юридическое лицо, а не ИП), «Нива» – 3 человека, «Залив» – 3 человека… Вот уж, действительно, крупные компании, «заинтересованные в легальном бизнесе»…
А что касается легальности – в прошлом году 3 сотрудника «Залива» добыли 600 тонн лосося, 1 сотрудник «Туровки» – 690 тонн, но всех переплюнул единственный работник «Марковки», который в одного вытащил на берег 2202 тонны красной рыбы! Это достойно занесения в Книгу рекордов Гиннеса.
Конечно, на самом деле в этих компаниях работали не вдвоем-втроем, конечно, нанимали работников, конечно, платили им какие-то деньги, но почему все это прошло мимо официальной статистики? И почему, как указано в статсправочнике, «Новое время», «Посейдон», «Восток-Итуруп», «СДС Лангери», «Краб», «Рыбак-2009», «НХ Кайган», «Фиш Итуруп», «Санди», «Мор Фиш» являются предприятиями «не давшими согласие на опубликование своих данных (как, впрочем, и «Туровка») в части среднемесячной заработной платы?» Поэтому мы так и не узнаем, сколько получил единственный работник компании за свой беспримерный труд. Конечно, причины могут быть разными, но в данном контексте это наводит на определенные мысли.
Но и те 11 компаний из вышеуказанных, которые раскрыли свои данные по суммарной численности работников, не дотягивают до одного рыбакколхоза «Дружба», где работает почти 500 человек. Но как раз у «Дружбы» участки и отнимают – иски по этому поводу до сих пор в суде.
Но вернемся к браконьерству. Никто не отрицает его наличия, и все островитяне прекрасно понимают, насколько сложна эта проблема. Но вот, например, что пишет по этому поводу руководитель «Экологической вахты Сахалина», организации, которую вряд ли кто заподозрит в пособничестве браконьерам, Дмитрий Лисицын: «Когда Росрыболовство (областная комиссия по анадромным рыбам, которую Росрыболовство сформировало «под себя», несмотря на протесты общественности и правительства области – С.М.), вопреки собственным прогнозам и оценкам вдруг закрыло промысел не только горбуши, но и кеты, и кижуча, и таким образом кинуло на многие миллионы рублей десятки рыбаков, вложившихся в кетовую путину, взявших под нее кредиты, закупивших снасти и технику, заплативших государству за непойманную еще рыбу, выставивших невода, нанявших рабочих… Я приехал в Ноглики как раз в разгар хода кеты и своими глазами видел тот всплеск браконьерства в Ныйском заливе, который произошел именно за счет поставленных в безвыходное положение рыбопромышленников… Люди, не так давно начавшие рыбачить законно и цивилизованно, были вынуждены вновь вернуться к незаконному промыслу, к покупке «крыш» и «зеленок» и т.д.
Деятельность Росрыболовства в его нынешнем составе последние годы привела к следующему:
- массовая коррупция и крышевание организованных браконьеров, при этом жесткие репрессии против рыбаков-любителей, ловящих самыми спортивными снастями;
- полный развал рыбоохраны, неспособность наладить борьбу с организованным браконьерством;
- внедрение системы РУЗов и промысла в реках, что, по сути, ничем не отличается от организованного браконьерства, почти открытая торговля РУЗами».
Под этими словами подпишутся многие сахалинцы и нарвутся на очередную порцию обвинения со стороны чиновников.
Интересно, куда заведет нас ведомство, основной руководящий принцип которого «Сам дурак»?
С. Морозов, Sakhalin.info