Промысловое пространство

13 марта 2012 года
Руководство Группы компаний «Русское море» заявило о планах в ближайшие годы занять 20-30% российского рынка добычи водных биоресурсов и стать самым крупным в мире рыбным холдингом.

«Русское море» и Coca-Cola

Руководство Группы компаний «Русское море» заявило о планах в ближайшие годы занять 20-30% российского рынка добычи водных биоресурсов и стать самым крупным в мире рыбным холдингом.

Столь амбициозное заявление выглядит весьма неожиданным на фоне того, как складывались дела в компании в последние два года, пишет журнал «Эксперт».

«Мы перестали терять деньги всего полгода назад, когда изменилась ситуация на рынке рыбного сырья – предложение красной рыбы увеличилось, цены на сырье пошли вниз и рентабельность бизнеса восстановилась, – рассказал генеральный директор ГК «Русское море» Тимофей Тарасов. – Но мы поняли, что так сильно зависеть от ценовой конъюнктуры нельзя. Бизнес, который год зарабатывает деньги, а два года их теряет, вряд ли кому нравится. Поэтому сегодня перед нами стоит задача самим обеспечить себя сырьем, построить вертикально интегрированный холдинг, который будет представлен во всех сферах рыбного рынка».

По результатам 2011 г. в группе компаний зафиксировали выручку 18,5 млрд. рублей, при этом в сегменте дистрибуции рост оборота на 7,5%, а в рыбопереработке – на 6,5%. Выручка «Русской рыбной компании» (отвечает за дистрибуцию охлажденной и свежемороженой рыбы) составила 14,5 млрд. рублей, рыбоперерабатывающей компании «Русское море» – 4 млрд. рублей, а выручка компании «Русское море – Аквакультуры» пока незначительна.

Теперь группа компаний намерена развивать направление рыбодобычи. «В России нет ни одной рыболовной компании, которая имела бы на рынке долю в 10 процентов. Мы же хотим через пару лет иметь рыночную долю 20–30 процентов», – заявил Тимофей Тарасов. По его подсчетам, направление по добыче рыбы станет самым прибыльным, передает «Эксперт».

«В настоящее время группа уже начала присматриваться к добывающим предприятиям с целью их дальнейшего приобретения. Участники рынка подтверждают эту информацию. Известно, что в структуру нового холдинга вольются не менее десятка крупнейших рыбодобывающих компаний», – пишет издание. Речь идет о покупке «Находкинской базы активного морского рыболовства» и «Архангельского тралового флота». Названы также ЗАО «Гидрострой» и ОАО «Океанрыбфлот».

ГК «Русское море» намерена строить новые суда. В 2011 г. группа компаний и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере проектирования и строительства современного рыбопромыслового флота. Всего на верфях ОСК для «Русского моря» планируется построить порядка 10 рыболовецких судов.

По данным «Эксперта», до конца этого года группа компаний планирует начать промысел в Северном и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах. «Мы хотим стать своего рода «Кока-Колой» в рыбном бизнесе. Мы заявляем это не на уровне декларации, это наши реальные планы. В рыбопереработке и дистрибуции мы уже первые, в аквакультуре наша доля пока невелика, но в ближайшее время мы и там будем лидером. Наша стратегическая цель – через пару лет занять 20–30 процентов российского рынка добычи рыбных биоресурсов. Тогда мы сможем стать самой крупной рыбной компанией не только в России, но и в мире», – приводит издание слова гендиректора ГК «Русское море».

Группа компаний рассчитывает на вылов примерно 1 млн. тонн водных биоресурсов в год. В мире не существует ни одной рыболовной компании, которая добывает такое количество ВБР, потому что это невыгодно, заявил РИА Fishnews.ru президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

По его оценкам, для освоения такого объема водных биоресурсов требуется флот в 15-20 крупнотоннажных и 15-20 среднетоннажных судов, а также 4-5 собственных транспортных рефрижераторов. Управлять такой флотилией (готовить в рейс, управлять на промысле, бункеровать, стыковать перегрузы, обеспечивать снабжение, осуществлять плановые и капитальные ремонты) – это значит управлять бизнесом с предельно высокой степенью неопределенности, считает собеседник информагентства. «Уровень неопределенности близок к биржевой игре, – провел аналогию президент АДМ. – В случае с биржевой торговлей краткосрочные финансовые потери убийственны для игрока с небольшим запасом прочности. Выигрывает тот, кто располагает финансами для длинной дистанции, тот, у кого есть второй (и третий) шанс. У рыболовной компании нет второго шанса: или во время путины удалось выбрать квоту, или рыбалка не получилась и будут убытки. Не случайно, наиболее эффективные (с точки зрения отлаженности производственных процессов и финансового результата) рыболовные компании в мире располагаются в границах вылова 80 – 250 тысяч тонн ВБР и 15-20 крупно- и среднетоннажных судов. Огромные монстры в рыболовном секторе не выживают. Последним динозавром был советский рыбохозяйственный комплекс».

Неэффективность гигантских рыболовных компаний, отметил Герман Зверев, признана и регуляторами рыболовства во всех странах мира. Так, в США законодательно закреплено: ни одна рыбодобывающая компания не имеет права владеть более чем 17,4% от квоты вылова минтая. Это означает юридический запрет на владение квотой свыше 260 тыс. тонн минтая. По словам собеседника информагентства, принятие такой меры обусловлено тем, что монополизация природных ресурсов приводит к расточительному подходу при их освоении.

«На мой взгляд, весь ход рассуждений главы «Русского моря» точь-в-точь совпадает с логикой топ-менеджеров компании Sony, которые в 1989 году купили у компании Coca-Cola (ирония судьбы!) компанию Columbia Pictures за 6 млрд. долларов (на 70% выше номинальной стоимости), – считает президент Ассоциации добытчиков минтая. – Руководители Sony потерпели неудачу, пытаясь вывести на рынок видеомагнитофон стандарта Betamax и компактный диск. Потребители отдавали предпочтение стандарту VHS, киностудии начали записывать фильмы именно в этом формате, и Betamax приказал долго жить. Конкурент Sony – Matsushita – сумела привлечь на свою сторону больше союзников, подорвав тем самым позиции Sony. Так появилась идея купить производителя контента для технологических носителей. Руководители Sony считали, что контроль над киностудией поможет компании продвигать новый формат ТВЧ и новый восьмимиллиметровый видеоформат. Это была ошибка – наличие материалов, записанных в нужном формате, было следствием, а вовсе не причиной рыночного господства. Columbia Pictures не обладала таким влиянием, чтобы определять предпочтения рынка и склонять мнение потребителей в пользу оборудования Sony».

Точно так же и в рыболовном секторе: финансовая эффективность бизнеса не является прямой производной от его масштабов, полагает Герман Зверев. «Наоборот, на определенном уровне масштаб бизнеса резко увеличивает издержки и неопределенность операционного управления. В случае с Sony так и произошло. Спустя пять лет после покупки киностудии, в 1994 году, Sony вынуждена была продать Columbia Pictures, списав убытки в размере 2,5 млрд. долларов. Что произойдет в случае с «Русским морем»? Посмотрим, – заявил он. – Кстати, идеолог и организатор сделки по приобретению киностудии, президент компании Sony USA Мики Шульхофф был смещен со своего поста и уволен без выходного пособия».

РИА Fishnews.ru