Промысловое пространство

09 июля 2013 года

Проект постановления по прибрежному промыслу вызвал вопросы

В проекте постановления по регулированию прибрежного рыболовства есть ряд моментов, которые требуют доработки, комментирует исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Красильников.

Проект постановления правительства РФ, размещенный в начале июля на сайте Минсельхоза, определяет районы промысла и виды водных биоресурсов, в отношении которых допускается перегрузка уловов и производство на судах продукции при прибрежном рыболовстве.

В соответствии с ФЗ от 2 июля 2013 г. № 148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», правительство России определяет такой перечень по представлению органов госвласти прибрежных регионов.

«Радует, что учтены практически все поступившие предложения, как в отношении объектов специализированного промысла, так и в отношении прилова либо объектов многовидового промысла (было бы странно, если минтай, к примеру, можно было перерабатывать, а прилов необходимо хранить отдельно в свежем виде и доставлять для сдачи тем же судном в порт)», – заявил исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки.

По словам Сергея Красильникова, очень важно, что для значительной части рыбопромыслового флота, имеющего на борту фабрики, появляется возможность не отвлекаться от производственного процесса, а перегружать произведенную продукцию в море для доставки ее на российский берег.

В проекте постановления оговорено, что перегрузка уловов и производство на судах рыбопромыслового флота продукции из ВБР допускается «в целях обеспечения ее безопасности, сохранения качества и потребительских свойств для ее последующего производства на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации».

– Нас постоянно спрашивают: «А чем же прибрежное рыболовство будет отличаться от промышленного, если в нем будет разрешено все то же, что разрешено для промышленной квоты?» Второй абзац проекта дает понимание, что, несмотря на разрешение перегрузки и производства на судах, прибрежное рыболовство не приравнивается к промышленному, а по-прежнему предназначено для обеспечения производства рыбной продукции «на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации», – считает собеседник Fishnews.

В то же время, обратил внимание Сергей Красильников, здесь очень важно избежать неправильного понимания постановления, когда уловы (продукцию) прибрежного рыболовства пытаются «завернуть» именно в тот прибрежный субъект Российской Федерации, где выдано разрешение на промысел.

– Доставку в «свой» регион никто, конечно, не запрещает, однако у рыбака должен быть выбор исходя из экономической целесообразности тех или иных решений. А вот формирование предпосылок для выбора в пользу «своего» региона должно стать стратегической задачей для правительства РФ и органов исполнительной власти прибрежных субъектов Федерации. И запреты в этом деле неэффективный инструмент. Если судно с уловом у причала встречают пятнадцать контролеров, каждый из которых готов «решить проблему», если зайти в порт стоит в пять раз дороже, чем где-либо (имею в виду портовые сборы), если нет мощностей хранения (или они дороги) и не хватает мощностей переработки (а следовательно, береговая переработка начинает диктовать цену), то в такой порт пойдут в последнюю очередь, – заявил исполнительный директор отраслевого объединения.

В этой связи, отметил он, безусловно перспективным следует считать поручение президента России Владимира Путина об определении приоритетных направлений развития отрасли, в частности, о выработке предложений по созданию рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой, холодильными мощностями и аукционной площадкой на Дальнем Востоке.

Выделил Сергей Красильников и проблемные моменты. Согласно проекту постановления, при производстве продукции на судах допускается переработка (обработка), «за исключением тепловой обработки (кроме замораживания и охлаждения), копчения, консервирования, созревания, сквашивания, посола, сушки, маринования, концентрирования, филетирования, экстракции, экструзии или сочетание этих процессов».

В данном случае нужно учесть требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», которые рано или поздно придется применять и исполнять, напомнил собеседник Fishnews. «Здесь очень много серьезных вопросов. Например, в соответствии с техрегламентом улов водных биологических ресурсов считается непереработанной пищевой продукцией. Под переработкой понимается «тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов». То есть технический регламент не относит к понятию переработки такой процесс, как «филетирование», однако второй пункт проекта постановления исключает данный процесс. Если мы формируем соответствие техрегламенту, представляется целесообразным придерживаться приведенного в нем понятийного аппарата», – отметил исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки.

Кроме того, запрет тепловой обработки приводит к невозможности производства рыбной муки из уловов прибрежного рыболовства, напомнил представитель рыбной промышленности. Это, в свою очередь, лишает рыбаков более эффективного использования сырьевых ресурсов.

Fishnews