Сахалинская область ждет реальной поддержки для «прибрежки»
Регулирование прибрежного рыболовства – наиболее проблемная часть законодательных поправок, которые предлагают федеральные власти. От того, какими будут изменения, зависит благополучие не только отдельных предприятий – целых сел и поселков. Представители Сахалинской области, в экономике которой «прибрежка» играет особую роль, рассказали Fishnews, что думают о резонансном проекте изменений в закон о рыболовстве.
Самой обсуждаемой темой в профессиональном сообществе остаются поправки, которые предлагается внести в федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166 «О рыболовстве…». По сути, измениться должны ключевые принципы, по которым сегодня работает отрасль.
Законопроект, который в феврале представило для обсуждения Росрыболовство, предусматривает отказ от привычных промышленных и прибрежных квот вылова и переход на квоты добычи в морских водных объектах. Хотя понятие прибрежного рыболовства в документе сохраняется. Согласно поправкам, лимиты для «прибрежки» будут определяться ежегодно и только для объектов, на которые устанавливается общий допустимый улов. Предложено исключить возможность перегрузки уловов и производства на судах продукции из водных биоресурсов (такое право появилось у прибрежников в 2013 году). В соответствии с проектом федерального закона, уловы водных биоресурсов в живом, а также в свежем (разделанном) или охлажденном (разделанном) виде должны выгружаться в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов РФ места доставки на территориях этих регионов. Дано было и определение уловам водных биоресурсов в разделанном виде. Кроме того, авторы поправок предложили установить, что использование (переработка) осуществляется на территориях этих же субъектов Федерации. В то же время для «прибрежки» пообещали и определенные преференции – повышающий коэффициент 1,2 для расчета лимитов.
К рассмотрению законопроекта подключились отраслевые союзы и ассоциации, администрации приморских регионов. Активно в обсуждении участвуют и представители от Сахалинской области, для экономики которой рыбная отрасль имеет особое значение.
Региональное агентство по рыболовство детально анализирует предложенные изменения, возможные их последствия для области. Свою позицию озвучивает на федеральном уровне. В частности, руководство регионального ведомства выступало на заседании рабочей группы в Минсельхозе 10 марта.
Областные власти волнует, каким образом поправки в закон о рыболовстве скажутся на социально-экономической ситуации в области, отметил в беседе с корреспондентом Fishnews глава агентства Павел Колотушкин. Кардинальным образом предложено пересмотреть регулирование прибрежного рыболовства, играющего важнейшую роль в жизни целого ряда районов Сахалинской области. Что ждет береговые производства после внесения изменений? Прежде всего, вызывает беспокойство судьба небольших предприятий, которые зарегистрированы в небольших населенных пунктах. В качестве примера Павел Колотушкин провел Северо-Курильск: в этом городе сегодня пять рыбацких предприятий, которые работают круглогодично, – за ними закреплены как промышленные, так и прибрежные квоты. «Существует большая угроза того, что, как только будет единая квота, предприниматели просто устанут и начнут продавать свой бизнес», - считает собеседник Fishnews. Появляется риск, что покупателем окажутся компании из других регионов страны – область потеряет в налоговых отчислениях.
Преференции, которые обещаны прибрежному рыболовству авторами законопроекта, не перекрывают всех тех сложностей и проблем, которые сегодня есть у береговых производств, полагают в агентстве. Остается открытым вопрос: «не уйдет ли» вся рыбопереработка в море? «Нам обещают повышающий коэффициент 1,2, но в материалах, которые раздают, его нет. В примерах, которые нам разослали, повышающий коэффициент где-то 5-6%», – комментирует Павел Колотушкин.
Серьезные сомнения вызывает, что ради такой прибавки предприятия рискнут заниматься прибрежным рыболовством. Как отметил глава агентства, в Сахалинской области стремятся поддержать береговую переработку – в частности, в рамках региональной государственной программы по развитию рыбохозяйственного комплекса. Но все равно проблем остается немало, - прежде всего таких, которые нужно решать на федеральном уровне. Не перестают обсуждаться административные барьеры при доставке рыбы на российский берег - в сфере ветеринарного оформления, пограничного контроля и т.д. Проблемные вопросы поднимаются региональные властями и бизнесом, но подчас их не слышат, констатировал руководитель областного ведомства.
Необходимо установить на законодательном уровне, что предприятие, занимающееся прибрежным рыболовством, должно быть зарегистрировано в соответствующем прибрежном регионе, уверен Павел Колотушкин. Об этом, кстати, говорят уже не первый год и власти Камчатского края, для которого «прибрежка» также имеет большое значение.
Предложенные поправки в закон о рыболовстве – закрепление долей квот на 25 лет, единое промысловое пространство и пр. – положительны для бизнеса, но нельзя забывать и об интересах субъектов Федерации, подчеркнул глава областного агентства.
У рыбопромышленников, впрочем, также немало вопросов к законопроекту, подготовленному Росрыболовством. В преддверии заседания рабочей группы в Минсельхозе отраслевые объединения Сахалинской области изложили свою позицию в письмах к заместителю министра сельского хозяйства – руководителю Росрыболовства Илье Шестакову.
Ряд предложенных изменений носит положительный характер, отметила в обращении Ассоциация «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области». В АСРКС позитивно оценивают увеличение до 25 лет срока, на который закрепляются доли квот вылова, идею единого промыслового пространства, изменение списка видов водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов, на основании специальной методики и т.д.
«Однако в представленном законопроекте, с нашей точки зрения, не просматривается единого и понятного для всех подхода функционирования промышленного и прибрежного рыболовства, роли и места прибрежного субъекта Российской Федерации. Неоднозначное отношение среди рыбаков вызывает так называемый приоритет в пользу прибрежного рыболовства, что ведет к искажению «исторического принципа» распределения долей квот», – считают в АСРКС.
Органы власти приморских регионов, получается, практически отстранены от какого-либо влияния на формирование и осуществление «прибрежки», заявили в объединении.
Беспокоят ассоциацию и предусмотренные законопроектом ограничения для «прибрежки». В АСРКС уверены: отсутствие возможности перегружать уловы водных биоресурсов и выпускать готовую продукцию при осуществлении прибрежного рыболовства приведет к разночтениям закона, причем такие толкования, как правило, будут в пользу контролеров. Также объединение предложило более корректно определить понятие уловов водных биоресурсов в разделанном виде.
Ассоциация заявила о том, что не поддерживает поправки в нынешнем виде и считает: их нужно серьезно обсуждать и дорабатывать.
После заседания рабочей группы позиция объединения не изменилась, рассказал председатель правления АСРКС Сергей Сенько. Наиболее проблемной частью законопроекта он назвал регулирование «прибержки».
Солидарен с коллегой и президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий Матвеев. После внесения предложенных изменений прибрежное рыболовство вообще может быть потеряно, выразил опасение руководитель АРС. Каждый блок поправок необходимо отдельно прорабатывать, обсуждать и принимать решение, убежден президент ассоциации.
В профессиональном сообществе ждут, что законодательные изменения будут взвешенными, с тщательно просчитанными последствиями, ведь от этого зависит будущее всей отрасли.
Согласно протоколу заседания рабочей группы, Росрыболовству поручено до 10 апреля направить доработанный законопроект с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием в Министерство сельского хозяйства. Ответственные департаменты Минсельхоза должны обеспечить согласование документа с заинтересованными федеральными ведомствами и внесение его в Правительство РФ.
Маргарита КРЮЧКОВА, газета «Fishnews Дайджест»
Март 2015 г.