– Джим, с какой целью вы прибыли в Россию?
– Это рабочая поездка. 19 сентября мы обсудили ряд вопросов, касающихся сертификации промысла минтая, с президентом Ассоциации добытчиков минтая Германом Зверевым, а на следующий день у нас была другая встреча, уже с представителями компаний – членов АДМ. Думаю, что в целом эти встречи прошли продуктивно. Рыбаки задавали много вопросов о программе сертификации MSC, ее этапах и последующих шагах, которые они должны будут предпринять в направлении сертификации цепи поставок и получения лицензии на использование MSC-лейбла.
Сейчас процесс сертификации промыслов минтая в Охотском и Беринговом морях находится на середине пути. Как положено, все оценки выполняют независимые компании, в данном случае это компания Moody Marine. В настоящее время Ассоциация завершила подготовку всей необходимой информации для сертификации и передала ее компании-оценщику. Следующий этап начнется с того, что Moody Marine согласует и назначит дату приезда на Дальний Восток экспертов для консультаций. Предполагается, что в этих встречах примут участие представители рыбодобывающих компаний, органов власти, экологических организаций и любые заинтересованные лица.
В ближайшее время компания Moody Marine окончательно определится с составом команды экспертов. В принципе группа экспертов уже утверждена, но существуют некоторые сложности, поскольку очень трудно собрать всех людей в одном месте в одно и то же время для приезда сюда. Как только будет принято окончательное решение, на сайте Морского попечительского совета будет размещена в открытом доступе информация о том, когда такой визит планируется. Это делается для того, чтобы все желающие могли принять участие в этих своего рода «общественных слушаниях» и обратиться к экспертам со своими вопросами.
В MSC понимают растущий интерес к сертификации морских промыслов в России. В связи с этим мы планируем в начале 2011 г. запустить русскоязычную версию нашего сайта.
- Какие преимущества получат компании, успешно завершившие процедуру сертификации на соответствие стандартам MSC, в частности предприятия, входящие в АДМ?
- Я думаю, что основное преимущество, которое дает MSC-сертификация, это доступ на новые рынки и возможность маркировки своей продукции ярлыком MSC. Сертификат дает признание того факта, что промысел, который ведет компания, является устойчивым. На международном рынке для некоторых групп покупателей из Западной Европы, США, Канады и других стран это очень важно.
Наш лейбл подтверждает устойчивость промысла в глазах потребителей рыбопродукции. Это очень актуальный критерий для многих ритейлеров, с которыми MSC сотрудничает. И очень часто крупнейшие торговые сети Великобритании, Европы, Японии в обязательном порядке требуют от поставщиков, чтобы их продукция была MSC-сертифицирована.
- В мире с каждым годом появляются все новые системы сертификации. Вам не кажется, что такое многообразие дезориентирует потребителя и снижает ценность каждого конкретного сертификата?
- Прежде всего, хочу заметить, что на сегодняшний день Морской попечительский совет занимает лидирующее положение в мире по сертификации промыслов. Около 12% мировой рыбодобычи, а это более 5 млн. тонн продукции морского промысла, уже завершили сертификацию по программе MSC или проходят ее сейчас.
Другой момент связан с тем, что MSC старается свести официоз в своей сертификационной политике к минимуму, чтобы максимально упростить ее и сделать удобной именно для бизнеса. В этом нас поддерживает Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. В 2005 году ФАО опубликовала руководство по сертификации морского рыболовства, и наша модель полностью соответствует требованиям, которые отражены в этом документе. Соответствие критериям ФАО позволяет программе сертификации и эко-маркировки морепродуктов MSC лидировать в этой области, и я надеюсь, что в будущем мы сохраним эту позицию.
- Можно ли говорить о том, что у MSC на сегодняшний день самые жесткие требования к участникам сертификации?
- На самом деле я не знаю точно. Это зависит от конкретных программ, в мире их много. Но что касается конкретно MSC, то, как я сказал участникам встречи в Ассоциации добытчиков минтая, Морской попечительский совет не требует какого-то идеального промысла, а выступает за хорошее соблюдение эффективных правил в рамках конкретного промысла. Мы проводим оценку по трем основным принципам устойчивого рыболовства. Первый касается состояния запасов. Второй – того, как промысел того или иного объекта влияет на состояние целой экосистемы. И третий принцип непосредственно связан с эффективностью системы управления промыслом.
- Процесс сертификации занимает достаточно длительное время. АДМ проходит ее уже третий год. Но спустя пять лет промыслу необходимо подтвердить соответствие требованиям MSC. Эта процедура столь же длительна, как и сама сертификация?
- Около года назад Морской попечительский совет принял новый регламент по срокам прохождения сертификации, который ограничивает временные рамки и устанавливает максимальный период времени, в который тот или иной промысел должен уложиться. Сейчас среднее время сертификации составляет от 15 до 18 месяцев. Но мы стремимся сократить этот срок, довести его до не более 12 месяцев.
Что касается повторной оценки, то она проводится раз в пять лет и в среднем занимает около года. Американский промысел минтая сейчас как раз проходит повторную сертификацию, и она у них длится, по-моему, в районе 15 месяцев, но уже близка к завершению.
- Длительность сертификации как-то связана с масштабами промысла?
- На самом деле срок прохождения MSC-сертификации зависит от нескольких вещей. Во-первых, сертификация проводится по определенной процедуре. Там есть определенные этапы, которые обязательны к прохождению, и на каждый этап отводится строго определенное количество времени, уменьшить которое невозможно.
Во-вторых, информация, касающаяся сертификации, подается в определенном порядке. Вначале клиент ее готовит, затем передает компании-сертификатору, которая в свою очередь направляет эти данные экспертам. Они ее смотрят, оценивают, потом возвращают компанию, а компания возвращает клиенту. На продвижение информации по звеньям этой цепочки тоже уходит какое-то время.
В-третьих, эксперты – обычно очень важные люди и постоянно заняты. Поэтому возникают сложности с тем, как встроить эту работу в их плотный график. И очень часто возникают разные задержки.
Кроме того, иногда требуется много времени на подготовку информации в связи с тем, что в разных странах тот или иной промысел может быть достаточно закрытым. И найти где-то информацию, чтобы ответить на вопросы по методике MSC, бывает очень сложно. Что касается Морского попечительского совета, то мы постоянно мониторим те промыслы, которые находятся на этапе сертификации, и если мы видим, что какой-то из них тормозит, то стараемся помочь, оказать содействие, для того чтобы процесс двигался.
- Джим, что бы Вы порекомендовали российским компаниям, желающим пройди сертификацию. На какие «узкие места» стоит обратить внимание?
- Прежде всего, потенциальным клиентам необходимо провести так называемую предварительную оценку. Что она дает? Предварительная оценка позволяет сопоставить промысел с критериями Морского попечительского совета, то есть определить, стоит ли вообще начинать процесс сертификации. Достаточно ли имеющейся о промысле информации для успешного прохождения сертификации? Какие возможные препятствия могут возникнуть на ее пути? В каких направлениях нужно провести определенные улучшения, перед тем как выходить на этап полной оценки?
Второй важный момент: клиенту необходимо определиться с организационной структурой – выбрать, кто будет выступать инициатором сертификации. Будет ли это отдельная компания, группа предприятий или целая ассоциация, специально для этого созданная, то есть как структурно будет выглядеть клиент.
Заинтересованным рыбопромышленникам я рекомендую обращаться напрямую в MSC, чтобы получить дополнительную информацию и проконсультироваться со специалистами. Мы всегда рады помочь.
Анна Лим, РИА Fishnews.ru
Сентябрь 2010 г.