Интервью

15 мая 2011 года
Евгений КАЦ

Что считать «форс-мажором»?

Евгений КАЦ, Начальник Управления правового обеспечения Федерального агентства по рыболовству

В 2011 г. Росрыболовство приступило к процедуре расторжения договоров на право добычи водных биоресурсов с пользователями, осваивавшими в течение последних двух лет менее половины выделенной им квоты. Таким образом впервые заработала статья 13 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», предусматривающая принудительное прекращение права пользователя вести рыбный промысел. О том, как выглядит эта процедура на практике, и какими принципами будет руководствоваться ведомство, принимая решение о лишении квот конкретных компаний, РИА Fishnews.ru рассказал начальник Управления правового обеспечения Федерального агентства по рыболовству Евгений Кац.

- Евгений Семенович, что представляет собой процедура расторжения договоров? Как она осуществляется? Кто принимает решение об изъятии доли квоты? И может ли пользователь каким-то образом оспорить это решение? Если предприятие не согласно добровольно расстаться с правом на добычу ВБР, вероятно ли перемещение дела в судебную инстанцию?

- Процедура расторжения договоров предусматривает несколько этапов. Все документы, официальные данные и иные материалы, касающиеся обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о принудительном прекращении права на добычу водных биоресурсов, рассматриваются Комиссией по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Эта комиссия создана в соответствии с приказом Росрыболовства от 26 августа 2008 г. № 122 «Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работ по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на период 2009-2018 гг.». В ее работе принимают участие представители управлений Росрыболовства. Кроме того, на заседаниях комиссии присутствуют представители рыбацких объединений, пояснения которых заслушиваются комиссией.

По результатам рассмотрения материалов комиссия готовит свои рекомендации руководителю Федерального агентства по рыболовству, на основании которых он принимает решение о начале проведения мероприятий по принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Необходимо отметить, что при подготовке рекомендаций комиссия обязательно рассматривает и оценивает все объективные обстоятельства, которые препятствовали рыбодобывающим организациям либо индивидуальным предпринимателям в освоении квот.

Далее Росрыболовство подготавливает необходимые материалы, которые направляются в соответствующие территориальные органы (по месту заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов). На основании полученных документов территориальные органы Росрыболовства направляют юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) – владельцам долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов – претензии с требованием досрочного расторжения договоров о закреплении за ними долей квот в соответствии с положениями ст. 450 ГК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 33.5 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» и подп. «б» п. 9 договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

В случае отказа от признания требования (к чему приравнивается непредоставление ответа на претензию в обозначенный в ней срок), территориальные органы подают в соответствующий арбитражный суд исковые заявления о расторжении названных договоров. Если владелец долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов отказывается от досрочного расторжения договора, то вопрос решается только в судебном порядке.

- Рыбный промысел – дело нестабильное и часто зависит от целого ряда труднопрогнозируемых обстоятельств. Возможен ли индивидуальный подход к каждому неудачливому пользователю или всех будут стричь под одну гребенку?

- Как уже было сказано ранее, комиссия по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов изучает и оценивает все известные обстоятельства, касающиеся рассматриваемого вопроса. Поэтому ни о какой «стрижке под одну гребенку» речи идти не может. Другое дело, что комиссия принимает к учету именно объективные обстоятельства, например, наличие запретов на осуществление рыболовства. Безусловно, также учитываются обстоятельства непреодолимой силы («форс-мажор»).

Вместе с тем следует учитывать, что промышленное, прибрежное рыболовство в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» – это предпринимательская деятельность. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Зачастую в обращениях пользователей по данному вопросу мы видим желание к «форс-мажорным» обстоятельствам отнести промахи при осуществлении предпринимательской деятельности, несостоявшийся расчет на авось. Такие обращения также рассматриваются и им дается объективная оценка.

- Какими могут быть объективные причины недоосвоения квот? Если ведению промысла помешали природные факторы или, как в случае с судами, построенными под гарантии Правительства РФ, непродуманные законодательные нормы, получат ли предприятия второй шанс?

- Наличие неблагоприятных природных факторов, безусловно, учитывается. Однако уже проведенные заседания комиссии показали, что недоосвоение квот вследствие неблагоприятных природных условий носит единичный характер. В большинстве случаев имеет место просто невыход на промысел ввиду малого количества квот. Нередки случаи, когда пользователи даже не обращались за получением разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Касательно судов, построенных под гарантии Правительства Российской Федерации, могу сказать следующее. Как всякое системное решение, оно изменяло правила деятельности на рынке, в связи с чем вступление в силу данной нормы предусматриваюсь только через год – с 1 января 2009 г. – после ее принятия.

Другое дело, что многие рыбопромышленники, очевидно, не поверили, что норма все-таки вступит в силу, а потому не предприняли мер к приобретению в собственность используемых иностранных судов либо иных мер в целях замещения выпадающих производственных мощностей, за что и поплатились недостаточным освоением выделенных квот. Собственно это относится и к компаниям, использовавшим на условиях фрахта 27 судов, построенных под гарантии Правительства РФ.

Необходимо отметить, что проблемы, препятствовавшие использованию данных судов, относятся исключительно к области финансов, поскольку их основой является неурегулированность отношений между кредитором и должниками по погашению долга. То есть неосвоение данными организациями необходимого объема от выделенных квот вызвано наличием проблем с их контрагентом, но никак не связано с какими-либо объективными препятствиями.

В то же время напомню, что обязательства по освоению достаточного объема квот носят и договорной характер, поскольку в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» право на добычу (вылов) ВБР, общий допустимый улов которых устанавливается, возникает именно в силу заключения договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. В связи с этим к отношениям применяются нормы о возможности освобождения от ответственности только вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, установленные положениями ст. 401 ГК РФ. В названной статье прямо указаны случаи, которые ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы, как то: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Безусловно, невозможность использовать суда в силу неурегулированного конфликта с контрагентом также не может рассматриваться Росрыболовством в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

- Если предприятие в течение двух лет не осваивало 50%, но осваивало, скажем, 20% или 30%, то есть все-таки регулярно осваивало какую-то долю собственных квот, то можно ли эту часть квот оставить за пользователем?

- Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» такая возможность не предусмотрена. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что указанный закон вообще не предусматривает возможность дробления доли квот добычи (вылова) водных биоресурсов, что также подтверждается имеющейся судебной практикой.

- В какие сроки должно завершиться расторжение договоров по итогам 2009-2010 гг.? О каких объемах может идти речь? Когда и в каком виде изъятые доли квот будут выставлены на торги? Кто будет допущен к участию в аукционах?

- Какого-либо нормативного срока для проведения мероприятий по расторжению договоров не установлено, планируется выполнить эти действия в течение ближайшего полугода. Торги будут проводиться по мере формирования лотов. Росрыболовство, безусловно, будет стремиться к тому, чтобы все аукционы были проведены до следующего календарного года.

Сами торги будут организованы в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водным биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 602.

Требования к участникам торгов определены п. 35 названных Правил, а именно:

а) в отношении заявителя не проводятся процедуры банкротства и ликвидации;

б) деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день рассмотрения его заявки на участие в аукционе;

в) у заявителя отсутствует задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в соответствующие бюджеты или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя (по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период). В случае наличия задолженности в размере, превышающем 25%, заявитель считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в аукционе не принято.

- С какого момента начнется отсчет очередного двухлетнего периода для победителей аукциона: с даты подписания договора или с начала следующего календарного года? Лишенному квоты предприятию дадут возможность добрать ее до конца текущего года или об ее освоении предстоит позаботиться уже новому владельцу?

- При расторжении договора утрачивается право на добычу (вылов) водных биоресурсов и соответственно аннулируется ранее выданное разрешение.

Отсчет двухлетнего срока для победителей аукциона начинается с года заключения договора, поскольку квоты выделяются также на календарный год. В то же время при рассмотрении материалов комиссией по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, безусловно, будет учитываться момент заключения договора и возможность освоения остатка выделенной квоты.

- Если наблюдается регулярное недоосвоение у целого ряда пользователей по одному и тому же объекту, можно ли такой объект в целях его полного освоения не выставлять на торги, а просто вывести из списка «одуемых» видов и перевести в разряд водных биоресурсов, на которые ОДУ не устанавливается?

- Существует порядок подготовки перечня видов водных биоресурсов, по которым устанавливается общий допустимый улов. Такой порядок утвержден приказом Росрыболовства от 10 июля 2009 г. № 610. Очень вероятно, что регулярное недоосвоение может стать сигналом для начала этой процедуры.

Анна ЛИМ, РИА Fishnews.ru

Май 2011 г.