Интервью

30 мая 2011 года
Валерий ПОНОМАРЕВ

Проверка путиной повышенной сложности

Валерий ПОНОМАРЕВ, Капитан-флагман ОАО «Океанрыбфлот»

Завершившаяся Охотоморская минтаевая путина преподнесла рыбакам массу неприятных сюрпризов, значительно осложнив и без того крайне непростую работу в зимнем море. Рыбакам пришлось демонстрировать высший пилотаж в навигации и судовождении, прокладывая курс во льдах, а позже вспомнить и технику безопасности в случае радиационной угрозы. Как складывалась прошедшая путина для судов одного из крупнейших рыбопромышленных предприятий Дальнего Востока, РИА Fishnews.ru рассказал начальник Охотоморской экспедиции, капитан-флагман ОАО «Океанрыбфлот» Валерий ПОНОМАРЕВ.

- Валерий Александрович, ощущались ли в нынешнюю путину какие-то принципиальные отличия от прошлых лет? И главный для любой рыбопромысловой компании вопрос – удалось ли освоить запланированные объемы?

- В целом Охотоморская минтаевая путина для судов «Океанрыбфлота» завершилась успешно. Промысловая обстановка была благоприятной практически в течение всего периода – не хуже, чем в прошлом году. Среднесуточные уловы крупнотоннажных судов составляли от 80 до 140 тонн. В целом экспедиция «Океанрыбфлота» в составе 14 крупнотоннажных судов добыла более 98 тыс. тонн минтая. Так что запланированные объемы квот освоены. Замечу, что среди добывающих предприятий всего Дальневосточного региона эта цифра самая высокая.

- Такие результаты в нынешнюю путину, наверняка, можно считать двойным достижением, если учитывать, в каких непростых погодных условиях приходилось работать в море? Принятый в апреле закон о штормовых укрытиях, позволяющий производить перегрузы в терводах, сможет в какой-то мере облегчить жизнь рыбакам?

- Неблагоприятные погодные явления серьезно мешали работе судов в экспедиции. Большое количество времени было потеряно из-за невозможности осуществлять перегрузы рыбопродукции в разрешенных местах в штормовые дни. Поэтому принятый закон о штормовых укрытиях заметно сократит потери промыслового времени, и рыбаки смогут трудиться в более безопасных условиях.

К сожалению, этот важный документ был принят уже после окончания самого сложного промыслового периода: в летнее время на Дальневосточном бассейне погода более благоприятствует промыслу. Но надеемся, что в осенне-зимний период минтаевой путины (в сезон «Б»), когда погода вновь начнет портиться, мы уже в полной мере сможем ощутить положительный эффект от применения данного закона на практике.

- С какими еще проблемами сталкивались рыбаки на промысле?

- Среди всего прочего можно отметить и старение промыслового флота. Максимальные нагрузки работы способствуют выходу из строя того или иного механизма. Определенное время было потеряно именно по этой причине – с ремонтом судов в море или в порту. Со временем здесь встает вопрос обновления флота, однако в нынешних условиях сделать это нереально в связи с огромными финансовыми затратами. Поэтому в данной ситуации наше предприятие больше вкладывает средств в ремонт и модернизацию имеющихся судов.

Серьезной проблемой для рыбаков стало резкое повышение стоимости топлива, которым бункеруются суда. Соответственно увеличилась и себестоимость рыбопродукции, а это ощутимо ударило и по рыбакам, и по потребителям.

- Как происходило взаимодействие с контролирующими органами? Не возникало ли трений и разногласий с пограничниками?

- В Охотоморской экспедиции было налажено тесное и четкое взаимодействие с контролирующими органами, никаких конфликтных ситуаций не возникало. Проводились ежедневные инспекторские часы, любой возникающий вопрос можно было решить в любое время суток. Инспекторский состав государственных морских инспекций работал грамотно, со знанием дела, прибывал на борт своевременно, а сами контрольные мероприятия проводились оперативно. Так что комплексные проверки патрульных судов не отнимали много времени и практически не влияли на производственную деятельность судов.

- В прошлом году после капитального ремонта в строй промысловых судов «Океанрыбфлота» вернулся БАТМ «XVII съезд КПСС». Насколько отличается эффективность работы судов, прошедших модернизацию, от показателей остального флота?

- Часть наших судов перед зимней путиной прошла модернизацию. В ходе капитальных ремонтов была произведена перестройка рыбообрабатывающих фабрик, механизмов, что заметно повлияло на более эффективную работу данных судов по сравнению с другими и позволило им показать на промысле более высокие результаты. Кстати, помимо «XVII съезда КПСС» был переоборудован и БАТМ «XX съезд ВЛКСМ». В ближайшей перспективе намечено переоборудование и других судов «Океанрыбфлота».

- КамчатНИРО по итогам путины выразил благодарность рыбопромышленным компаниям, принявшим научных сотрудников на свои суда. В каких формах выражается это взаимодействие?

- В части непосредственного сотрудничества с КамчатНИРО хочу отметить, что данная традиция у нас длится на протяжении уже нескольких лет. «Океанрыбфлот» в основных путинах с готовностью берет в море на свои суда научных сотрудников КамчатНИРО, предоставляет всю необходимую помощь в их ежедневной работе.

Конечно, присутствие и работа наблюдателей в экспедициях дает положительный результат в общем планировании промысла, составлении прогнозов подходов рыбы по районам, временным интервалам, по определению общего допустимого улова и уловов по каждому району в отдельности, по размерным и качественным характеристикам рыбы-сырца. На основании прогнозов науки можно осуществлять перспективы и планы добычи водных биоресурсов по времени и районам.

- После печальных событий в Японии предпринимались какие-либо меры по повышению контроля за радиационной обстановкой на судах экспедиции? В целом последствия катастрофы как-то сказались на маршрутах следования транспортных судов, объемах и ассортименте выпускаемой продукции?

- После событий в Японии в нашей экспедиции была произведена полная ревизия стационарных установок, которые имеются у нас на бортах, приборов контроля за радиационной обстановкой. Все суда, на борту которых имеются данные установки в рабочем состоянии, осуществляли круглосуточные замеры уровня радиации, отправляли сведения на берег и оповещали все суда. Никакого превышения допустимого уровня радиации обнаружено за период путины не было.

Что касается влияния катастрофы в Японии на ход самой путины, то ее последствия никак не отразились на маршрутах следования транспортных судов, объемах и ассортименте выпускаемой продукции. Каждый месяц наша продукция проходит радиационный контроль в береговых лабораториях. Никаких отклонений нет.

РИА Fishnews.ru

Май 2001 г.