- Валентин Алексеевич, в 2012 году Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева отметит свое 80-летие. Какими успехами будет встречать юбилей старейшее в рыбной отрасли учебное заведение?
- Государство поставило перед средним профессиональным образованием задачу повышения качества знаний, конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.
Колледж обеспечивает получение образования, направленного на повышение интеллектуального и культурного уровня личности. Эффективное выполнение этих задач было бы невозможно без весомой помощи со стороны Учредителя – Федерального агентства по рыболовству, – которое направляет работу и осуществляет координацию действий всех подведомственных образовательных учреждений.
Безусловно, этому способствует и богатый многолетний опыт профориентационной работы (участие в ярмарках образовательных услуг, пропаганда морских специальностей в школах города и области, командировки преподавателей колледжа в другие регионы) с целью привлечения контингента для обучения в колледже. Конкурс при поступлении на морские направления подготовки, несмотря на демографический спад, в среднем составляет 3-4 человека на место.
Как известно, понятия качества, эффективности, доступности профессионального образования являются ключевыми при оценке достижений и результатов деятельности любого образовательного учреждения, в том числе и нашего.
В июне 2011 года Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева прошел процедуру государственной аккредитации. Рособрнадзором для проведения данной процедуры были созданы комиссии по аккредитационной экспертизе: в головном учебном заведении – в составе 14 экспертов и 3 тестологов; в филиале колледжа в городе Полярный – в составе 6 экспертов и 1 тестолога. На основании заключения комиссии решением коллегии Рособрнадзора Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева признан прошедшим государственную аккредитацию сроком на 6 лет с установлением государственного статуса по типу «учреждение среднего профессионального образования» и виду «колледж» по восьми укрупненным группам направлений подготовки.
Необходимость перехода системы среднего профессионального образования к реализации модели опережающего образования требует от нас целенаправленной работы на удовлетворение потребностей общества в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда.
А решение этих задач в полной мере выполнимо при условии выхода на международную арену. В рамках концепции развития международного сотрудничества 7 июня 2011 года единогласным решением Совета «Университета Арктики» колледж включен в состав международной сети университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и организаций, работающих в сфере образования и исследовательской деятельности на циркумполярном Севере. Это дает возможность нашим выпускникам ориентироваться не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на формирование готовности к освоению знаний в более широком пространстве, приобретению многофункциональных умений, что обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного российского и мирового рынков труда. И это, по моему мнению, серьезный результат работы всего коллектива.
Важным показателем в работе Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева является подтверждение Сертификата соответствия системы менеджмента качества Международному стандарту ИСО 9001:2008 в отношении разработки образовательных программ и предоставления услуг в области профессионального образования, а также для специалистов водного транспорта на уровне требований международных конвенций и требований Морской администрации Российской Федерации; услуг центра подготовки и переподготовки кадров для водного транспорта.
Отсюда следует, что система подготовки специалистов по морским направлениям в колледже отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты ПДМНВ-78 с поправками и требованиям других международных конвенций.
Тренажерная база Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева является одной из лучших в Северо-Западном регионе и соответствует требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (МК ПДМНВ-78).
Главным направлением навигационного учебно-тренажерного центра, прошедшего в 2010 году освидетельствование на соответствие положениям раздела А-I/12 Кодекса ПДНВ, является его использование для подготовки специалистов по повышению безопасности мореплавания и транспортной безопасности в целом в связи с современными условиями роста технической оснащенности судов, что и определяет в конечном счете необходимость повышения качества подготовки морских кадров.
- Сколько выпускников по морским профессиям ежегодно покидают стены ММРК? Как происходит их трудоустройство?
- Думаю, что немногие учебные заведения могут похвастаться тем, что за годы своей работы выпустили такое количество выпускников, как наше: за 79 лет стены мореходки стали родными более чем для 45 тысяч курсантов и студентов. А ежегодно стены Мурманского морского рыбопромышленного колледжа покидает более 600 специалистов, подготовка которых строго соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и международным требованиям.
Многие из тех, кто сегодня составляет золотой кадровый фонд и гордость рыбного хозяйства России, прошли нелегкий конкурсный отбор при поступлении в колледж и реализовали свою мечту.
В колледже активно работает служба по трудоустройству выпускников, которая занимается мониторингом потребностей морских специалистов. Она проводит систематическую работу по анализу потребности в выпускниках для предприятий города, области, рыбной отрасли. Набор на обучение по специальностям регулируется с учетом данной потребности.
- Как обстоят дела с организацией и прохождением практики учащихся? Насколько часто выпускники уже заранее знают своего работодателя? Удается ли наладить тесные связи «ММРК» с рыбопромышленными предприятиями?
- Комплексное развитие профессионального образования предполагает решение следующих ключевых вопросов: чему учить, как учить и как оценивать успешность и качество достижения поставленных целей. Решение такого важного вопроса «как учить» требует тесного сотрудничества с работодателями, так как они определяют и формулируют современные компетенции выпускника.
Работодатели в лице ОАО «Мурманский траловый флот», НО «Союз рыбопромышленников Севера», НО «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» охотно берут в штат выпускников колледжа, которые зарекомендовали себя компетентными и высококвалифицированными специалистами еще во время прохождения практики.
Прохождение практики курсантами колледжа на профильных предприятиях позволяет им лучше подготовиться к реальной работе, а работодателям – заранее оценить потенциал возможных сотрудников. Существующая практика распределения выпускников морских специальностей решает одну из главных задач в современных условиях рынка труда: возможность выпускника быть уверенным в своей востребованности.
Плавательная практика курсантов морских специальностей проводится на барке «Седов». Шлюпочная база с современными шлюпками морского исполнения обеспечивает прохождение практики на веслах и под парусом, позволяет повышать профессиональное мастерство будущих моряков. Сегодня мы с гордостью можем говорить о том, что готовы осуществить шлюпочный переход по маршруту Мурманск-Москва, пройденный в свое время курсантами мореходного училища в 1937 и 1958 годах.
- Что вы можете сказать о степени востребованности выпускников колледжа на рынке труда?
- Современная система подготовки профессиональных кадров не учитывает общественный заказ и требования рынка труда. Последние данные таковы: 80% – это выпускники НПО и СПО, 20% – выпускники ВПО. Таким образом, сегодня ощущается явный недостаток специалистов среднего звена. Отсюда следует, что в большей степени необходимо делать упор именно на невузовском образовании.
Для Мурманска рыбная тема была, остается и всегда будет актуальной.
Данная проблема обсуждалась на круглом столе в феврале 2011 года, тема которого – «Стратегическое партнерство морского рыбопромышленного колледжа и рыбохозяйственного комплекса региона». В его работе приняли участие заинтересованные стороны: представители регионального комитета рыбохозяйственного комплекса, руководители ведущих рыбодобывающих компаний, Союза рыбопромышленников Севера, Ассоциации прибрежного промысла и фермерских хозяйств, МГТУ.
Думаю, Вы согласитесь с тем, что главный заказчик сегодня – это сами обучающиеся, которые хотят быть востребованы после того, как закончат учебное заведение.
Возросшая потребность рыбопромышленной отрасли в морских специалистах, с одной стороны, и стремление молодых людей приобрести морскую профессию – с другой, способствуют решению задачи нехватки квалифицированных специалистов среднего звена.
По данным, предоставленным нам флотами, доля выпускников Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева составляет более 70% от общего количества плавсостава рыбопромыслового флота, и эта тенденция имеет положительную динамику.
- Есть ли у ММРК возможность увеличения количества абитуриентов на морские специальности? За счет чего можно было бы повысить набор и есть ли в этом необходимость для колледжа?
- Возросшая востребованность в выпускниках морских специальностей со средним специальным образованием, по моему мнению, объясняется следующим: происходит старение занятого в рыбной отрасли кадрового потенциала, рыбопромысловый флот сегодня оснащен малотоннажными и среднетоннажными судами, отсутствует приток молодых специалистов в Мурманскую область из других регионов России.
Благодаря поддержке Федерального агентства по рыболовству, колледж в некоторой степени удовлетворил социальную потребность в специалистах и увеличил количество бюджетных мест на морские специальности, что говорит также и о престиже получения образования в ММРК, коллектив которого готов выполнить и больший социальный заказ, имея опытных преподавателей и соответствующую современным требованиям материально-техническую базу.
- Если вести речь о развитии среднего профессионального образования, то по каким направлениям оно должно происходить? Что для этого должны сделать власти разных ветвей и уровней?
- Премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании VII ежегодного бизнес-форума Деловой России определил стратегию развития СПО: «Одна из принципиальных задач государства и бизнеса – это развитие профессионального образования, прежде всего среднего и начального. Надо развернуть его в сторону потребностей современного производства, обновить техническую базу подготовки специалистов».
Стратегия развития колледжа в конечном счете ставит целью подготовку специалистов мирового уровня путем совершенствования содержания и технологий профессионального образования по морским специальностям.
Понятие «долгосрочное и стратегическое сотрудничество» предполагает целенаправленную систематическую работу по созданию кластеров. 29 октября 2011 г. в общеобразовательной школе № 1 в городе Полярный в праздничной, теплой обстановке состоялось посвящение в курсанты учащихся морского класса, открытого по инициативе ФГБОУ СПО «ММРК». Кто знает, может быть, именно этот день войдет в нашу историю как день создания нового образовательного объединения: школа – ССУЗ. И в этом направлении мы намерены двигаться дальше.
В рамках реализации модели интегрированной подготовки специалистов, сочетающей учебную и профессиональную деятельность, предъявляющей новые требования к качеству профессиональной компетентности, характеру решаемых профессиональных задач, колледж видит в качестве одного из важных шагов взаимодействие с социальными партнерами, заинтересованными во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров на основе долгосрочной программы стратегического партнерства и способными инвестировать средства в систему среднего профессионального образования.
Уверен, соблюдение всех этих условий приведет к образовательному и экономическому прогрессу, развитию системы образования и укреплению инновационного потенциала, что является приоритетными направлениями стратегической политики государства в области укрепления СПО.
РИА Fishnews.ru
Декабрь 2011 г.