- По большому счету уже видно, что по прошествии 4,5 лет каких-либо коренных преобразований в лучшую сторону в рыбной отрасли, к сожалению, не произошло. Наиболее существенным достижением, которого рыбаки добились своими солидарными действиями, стала отмена аукционной формы распределения квот. Сейчас предприятия получили возможность планировать работу на 5 лет, что дает определенную стабильность. Но на деле плата за биоресурсы все равно осталась, только с растяжкой по времени, кроме этого, рыбаки платят еще более 20-ти видов налогов. Конечно, ни в одной другой рыбохозяйственной стране такого нет, так как рыбная отрасль по сути своей дотационная.
Остается нерешенными целый ряд других очень важных вопросов. На сегодняшний день актуальна проблема обновления флота, более 60% которого уже настолько морально и физически устарело, что молодежь, без которой флот просто не имеет перспективы, не желает идти туда работать. При такой перспективе, когда молодежь не идет в отрасль, а старшее поколение постепенно будет уходить, флот просто не кем будет эксплуатировать.
В то же время сегодня в государстве поставлена важнейшая задача – это укрепление здоровья нации. Начал реализовываться Приоритетный национальный проект «Здоровье». Ученые уже сделали расчеты, что снижение потребления рыбных продуктов практически напрямую связано со здоровьем человека. Однако среднедушевое потребление рыбы и рыбных продуктов на сегодня составляет всего 12 кг, что вдвое ниже физиологической нормы, необходимой для развития человека. Поэтому задача развития государством национальной рыбной отрасли напрямую соответствует этому нацпроекту.
Большая проблема существует по топливу: нефтяные магнаты поднимают цены совершенно беззастенчиво. И все идет к тому, что уже в скором времени такие массовые виды рыб, как сельдь, навага, камбала могут оказаться вообще нерентабельными при существующей цене на топливо.
То, что мы сейчас практически весь флот сосредоточили в своей экономзоне – это тоже недальновидно. Другие государства облавливают районы Мирового океана, где мы успешно работали раньше. И ведь все это можно делать и сейчас, при одном лишь условии, что будет флот, способный ходить в такие дальние экспедиции. А делать это на судах, которые имеют 30-летний возраст, весьма опасно.
- А какие проблемы отрасли являются приоритетными именно для вашей организации?
- Мы, конечно, в первую очередь выступаем за решение социальных вопросов. Несмотря на нередко бытующие мнения, ловко муссируемые многими СМИ, что такие организации, как профсоюзы – пережиток социализма, и в современных условиях они не нужны – это совершенно неверно. На это указал и Президент России Владимир Путин на VI съезде ФНПР, прошедшем в ноябре 2006 года: по его словам, «найти эту золотую середину – баланс между стремлениями бизнеса, Правительства к повышению производительности труда и повышению заработной платы работников, найти этот баланс можно только совместно с профсоюзным движением, с профсоюзными организациями». И особенно актуальным это становится на фоне усиливающейся в нашей стране эксплуатации наемных работников. Об этом свидетельствует снижение доли оплаты труда в ВВП, что в итоге может привести к социальному взрыву. Поэтому профсоюзы, которые через коллективные договора и соглашения путем социального партнерства устанавливают в трудовых коллективах социальный мир и здоровый микроклимат, просто необходимы.
Мы хотели бы, чтобы на предстоящем Съезде рыбаков прозвучали такие вопросы, как рост заработной платы, которая, согласно статистике, у рыбаков сейчас даже ниже, чем на транспорте. Хотели бы поднять очень актуальные вопросы охраны труда и здоровья. Нелишним будет еще раз отметить, что в тех организациях, где есть профсоюзы, ситуация с травматизмом обстоит значительно лучше.
Хотелось бы, чтобы Правительство нашло возможность предоставлять молодым рыбакам в возрасте до 30 лет беспроцентный кредит на приобретение жилья с рассрочкой на 25-30 лет. Ведь, заканчивая учебное заведение, молодой специалист смотрит на перспективу, на те условия, которые ему смогут предоставить в отрасли. А такие кредиты станут большим стимулом для привлечения молодых кадров в рыбное хозяйство.
- Владимир Алексеевич, как вы оцениваете работу Правительства в отношении рыбного комплекса страны?
- Да, Правительство пытается что-то делать для отрасли, но на сегодняшний день мы видим, что в этой области у них нет стройной программной системы и сколько-нибудь значимых результатов. Отрасль, практически постоянно находясь в стадии реформ, не может достичь результатов 80-х гг. – периода наиболее эффективной работы. В конце прошлого года газета «Рыбак Приморья» опубликовала итоги проверки федеральных и региональных органов исполнительной власти по обеспечению государственных интересов в сфере рационального использования ВБР и аквакультуры. И здесь представлена весьма масштабная картина: она действительно объективна, и надо отдать должное, такой документ публикуется, пожалуй, впервые за всю историю рыбного хозяйства. В частности, здесь отмечается, что за последние 15 лет проведено уже 7 реформ в рыбном хозяйстве. И все они лишь усугубили положение: ни одна реформа не привела к сдвигам в лучшую сторону. Мы с этим полностью согласны, и считаем, что реформы, проводимые без учета мнения интересов самих рыбаков – это нанесение очередного вреда отрасли.
Мы, конечно, объективно смотрим на все происходящие процессы, но, тем не менее, молчать об очередной реформе, которую затеяло Правительство в отношении государственных администраций рыбных портов, не намерены. Еще летом профсоюз обращался к Президенту РФ, отмечая, что это совершенно надуманное преобразование, что госадминистрации – это очень важное звено в системе единого рыбохозяйственного комплекса. Как можно объединять воедино то, что имеет совершенно разную специфику? Мы, рыбаки, выходим в море, чтобы добывать биоресурсы, а торговый флот – чтобы перевезти груз из одного порта в другой. В составе экспедиций вместе с добывающим всегда работает спасательный флот, который закреплен за госадминистрацией рыбных портов. И руководство всеми работами по ликвидации аварий на море, по спасению жизней рыбаков экипажи спасательных судов ведут при постоянных консультациях с берегом. А лучше профессионалов-капитанов, которые работают в госадминистрациях рыбных портов, которые простояли на мостике не один десяток лет и знают специфику работы на промысловом судне в экспедициях, в таких случаях не сможет подсказать никто.
Таким образом, мы уверены, что данное слияние – это просто лоббирование Минтрансом своих интересов. И сейчас наш профсоюз подготовил телеграмму Руководителю Контрольного управления Президента РФ, в которой попросили объяснить рыбакам, как возможно соразмерить национальные интересы России по вопросу дельнейшего развития рыбного хозяйства в интересах государства и вот эту, уже 8-ю реформу.
Мы надеемся, что второй этап Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства поднимет все эти животрепещущие вопросы, потому что молчать нельзя – под лежачий камень вода не течет. А в нашем государстве, где, порой, даже принятые законы не исполняются, если мы не будем выносить на всеобщее обсуждение существующие проблемы, пользы рыбной отрасли это не принесет. И учитывая то, что перед государством поставлены такие полномасштабные проекты, как улучшение здоровья нации, восстановление рыбного хозяйства в контексте обеспечения граждан России весьма полезными для их здоровья рыбными продуктами становится задачей огромной социальной значимости не только для рыбаков, но и для него самого руководства страны.
РИА Fishnews.ru