– Г-н Хоус, как вы оцениваете итоги десяти лет работы MSC в России?
– Первый сертификат MSC в России был выдан промыслу лосося (компания «Гидрострой») на острове Итуруп в 2009 году. С того времени сертификацию по стандартам Морского попечительского совета прошли 19 российских рыболовных промыслов. В 2017 году общий улов в РФ оценивался в 4 800 000 тонн, а улов MSC-сертифицированной рыбы составил около 1 680 000 тонн. Это означает, что приблизительно 30% от общего объема вылова промысловой рыбы в России теперь сертифицировано по стандартам MSC.
Российская рыболовная отрасль демонстрирует заинтересованность в программе MSC, что свидетельствует о качественном управлении промыслами, о намерении компаний соответствовать высоким экологическим стандартам и достичь целей, согласованных на международном уровне, таких как цели ООН в области устойчивого развития (ЦУР).
ЦУР 14 («Сохранение морских экосистем») предусматривает достижение десяти показателей, включая восстановление запасов до уровней, способных обеспечивать максимальный устойчивый вылов, к 2020 году и искоренение незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла. Для получения сертификата MSC необходимо, чтобы вылов рыбы осуществлялся из достаточных по объему рационально управляемых запасов, обеспечивающих максимально устойчивый вылов или приближающихся к этому уровню. Контролируется также наличие надлежащих механизмов мониторинга и надзора и соблюдение действующих норм, направленных на предотвращение ННН-промысла.
Следует также отметить, что в течение этого десятилетия значительно возросла осведомленность российских рыболовных компаний о международных принципах сохранения окружающей среды. Я считаю, что одним из многих факторов, способствовавших этому, стала работа рыболовных промыслов по подготовке к сертификации MSC.
19 сертифицированных рыбных промыслов России – от добычи минтая в Охотском море до вылова атлантической трески – выполнили 27 условий, поставленных в ходе сертификации MSC. В частности, они касались внедрения управленческих, научных и производственных улучшений в практику рыболовства.
Например, Ассоциацией добытчиков минтая (АДМ) были получены научные данные, необходимые для снижения влияния промысла минтая на популяцию сивуча в Охотском море. При сертификации в 2013 году все еще оставались вопросы в отношении возможного негативного влияния промысла на исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения и охраняемые виды, к которым относится сивуч. Для того чтобы получить сертификат MSC, ассоциация согласилась принять меры для решения этих проблем.
Специально подготовленные научные наблюдатели из КамчатНИРО выходили в море на рыболовных судах компаний – членов АДМ с целью исследования влияния промысловой деятельности на исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения и охраняемые виды. В 2017 году наблюдатели не обнаружили негативного воздействия промысла на эти виды.
Такие проекты важны. Они позволяют собрать данные и проанализировать характер влияния деятельности крупных рыбопромысловых компаний на окружающую среду, что, в свою очередь, повышает осведомленность руководителей и сотрудников рыбохозяйственных предприятий об экологических последствиях их промысла и дает им возможность при необходимости принимать меры для уменьшения этих последствий. Наличие такой информации также позволяет рыболовным промыслам уверенно заявить, опираясь на убедительные доказательства, что их деятельность не имеет значительных последствий для окружающей среды.
Несмотря на впечатляющий охват России сертификацией MSC, около 70% вылова в стране по-прежнему не соответствует стандартам Морского попечительского совета. Мы хотим убедить российские рыболовные компании в пользе сертификации и надеемся, что в течение следующего десятилетия программа MSC в России будет расширяться и охватит новые промыслы. В сочетании с требованиями, предъявляемыми при сертификации, это поможет обеспечить устойчивое развитие российского рыболовного сектора в долгосрочной перспективе. Морской попечительский совет готов оказывать российским промыслам поддержку в этой работе.
ЧТО ЖДЕТ MSC В РОССИИ
– MSC-сертификация в России по-прежнему в основном прерогатива крупных компаний. Есть ли перспектива сертификации у среднего и малого бизнеса?
– Крупные промышленные рыбопромысловые предприятия стали первыми компаниями, которые приняли участие в сертификации MSC в России. Они воспользовались возможностями, которые появились на международных рынках, где они работают. В последние годы к программе MSC присоединяются средние и малые предприятия. В 2016 году были сертифицированы промыслы окуня на Ириклинском и Братском водохранилищах, и ряд лососевых промыслов среднего размера также получили сертификат MSC или начали процедуру оценки.
– Можете ли вы сделать прогноз относительно темпов роста популярности MSC-сертификации в России?
– Продукция всех сертифицированных MSC российских компаний, добывающих минтай, треску, пикшу, лосось и камчатского краба, пользуется постоянно возрастающим спросом в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии. Поэтому мы ожидаем, что в ближайшие годы программа сертификации MSC в России продолжит расширяться.
Разумеется, мы надеемся, что российские потребители и организации, закупающие рыбную продукцию, также начнут выбирать товар с учетом его соответствия требованиям экологичности. Это принесло бы пользу MSC-промыслам и населению в целом и стимулировало бы переход к экологически ответственному производству и потреблению в будущем десятилетии.
– Заметна ли в России конкуренция других систем добровольной сертификации в области рыболовства и аквакультуры?
– В первые 10 лет работы нашей организации в мире MSC-сертификация была практически единственным вариантом независимой и надежной проверки экологической ответственности предприятий, занимающихся производством морепродуктов. Следует сказать, что за последнее десятилетие на рынках появилось множество других программ по обеспечению экологичности, большая часть которых не соответствует принципам добровольной, прозрачной и надежной проверки, как у MSC. Существуют некоторые системы добровольной сертификации, которые предлагают альтернативу стандартам MSC, но их требования ниже, чем у Морского попечительского совета. Эти системы еще не представлены в России.
Реальность заключается в том, что установление и поддержание экологического стандарта в соответствии с Руководящими принципами ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) по экомаркировке продукции морских рыбопромысловых предприятий – это сложная задача, связанная с большими затратами. В течение первых десяти лет существования MSC на разработку и поддержание стандартов и доведение программы сертификации до рабочего уровня были затрачены десятки миллионов фунтов стерлингов. Сегодня MSC является источником надежных стандартов, обеспечивает качественную работу системы проверки и предлагает компаниям средства коммуникации для информирования общественности о сертификатах. В результате сертификация MSC становится все более востребованной на мировом рынке морепродуктов.
Сегодня MSC является источником надежных стандартов, обеспечивает качественную работу системы проверки и предлагает компаниям средства коммуникации для информирования общественности о сертификатах. В результате сертификация MSC становится все более востребованной на мировом рынке морепродуктов.
Очевидно, что оценка MSC, как и любая другая сравнимая оценка, требует от рыболовной компании значительных инвестиций. Однако выгоды для промыслов превосходят затраты, и сертификация MSC может стать ценным вложением, которое окупит себя.
Стоит отметить, что наша организация не получает плату за проведение сертификации: оценка осуществляется независимыми аудиторами, которые проверяют промысел на соответствие стандартам MSC.
– MSC недавно сертифицировал промысел краба в Баренцевом море. Что вы можете сказать, изучив ситуацию вокруг этого биоресурса?
– Прежде всего надо отметить, что это первый в мире промысел камчатского краба, который получил сертификацию MSC. Сертифицирующая организация признала, что ННН-промысел камчатского краба в Баренцевом море, включая браконьерство, был практически ликвидирован. Это стало возможным в результате эффективных мер контроля в порту, которые позволили предотвратить незаконный вылов крабов в исключительной экономической зоне России. Маломасштабное браконьерство в радиусе 12 миль также было в значительной степени устранено благодаря совершенствованию работы государственной пограничной службы.
МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ
– В России принят закон «Об органической продукции». Он регламентирует выпуск органически чистой продукции и маркировку такой продукции в торговых сетях. Схожие законы существуют более чем в 80 странах мира. Есть ли у MSC опыт работы с подобными документами в других странах? Как вы вообще относитесь к принятию такого закона в России?
– Промысловая рыба не сертифицируется как органическая, поэтому во многих странах сертификация MSC рассматривается как эквивалент органической сертификации. Так, в большинстве европейских стран государственные закупки продуктов питания (например, для школ и университетов, министерств, военных структур) производятся с учетом норм экологической ответственности. Это означает, что значительная часть продуктов, используемых для приготовления пищи в этих учреждениях, должна поступать от независимо сертифицированных производителей, а для промысловой рыбы и морепродуктов требуется сертификация MSC. Один из примеров – Нидерланды, где в законе о государственных закупках сертификат MSC признан эквивалентом органического сертификата.
– Можете ли вы назвать основные общемировые тенденции MSC-сертификации?
– Прежде всего, MSC продолжит прилагать все усилия для поддержания доверия к нашим стандартам и процессам аудита. Это с самого начала было основой нашей деятельности. Каждый год появляются новые научные знания о более эффективных методах управления рыболовным промыслом, о влиянии промыслов на окружающую среду, и MSC должен обеспечивать внедрение такой передовой практики. Мы пересматриваем стандарты MSC каждые пять лет – это предписано руководящими принципами ФАО. В 2019 году вступят в силу обновленные стандарты MSC по цепям поставок (СоС), и вскоре мы начнем новый пересмотр стандарта MSC, определяющего экологически ответственное рыболовство.
Мы также надеемся оптимизировать процесс оценки, сохранив при этом его надежность и расширив возможности для участия заинтересованных сторон. Это должно привести к снижению стоимости и повышению удобства оценки, а также к улучшению взаимодействия с заинтересованными сторонами.
MSC будет активнее разрабатывать онлайн-системы для поддержки аудиторов и партнеров. Это должно повысить качество, скорость аудита и упростить доступ к необходимой информации для сертифицированных компаний.
Морской попечительский совет продолжает расширяться. В первые два десятилетия существования MSC показал свою эффективность в работе с рыболовной отраслью. Мы продемонстрировали коммерческую жизнеспособность системы сертификации рыбных промыслов и вместе с рыболовными, перерабатывающими и розничными предприятиями сформировали рынок экологически ответственных морепродуктов. Благодаря требованиям, которые предъявляются до и после сертификации, мы также доказали позитивное влияние сертификации MSC на состояние окружающей среды. Однако в мировом масштабе в программе MSC участвует лишь 14% промыслов. Поэтому, чтобы распространить ее позитивное воздействие на улучшение состояния Мирового океана и на управление рыбным промыслом во всем мире, мы планируем применять наши знания, связи и способности для освоения новых территорий.
Наконец, мы продолжим уделять внимание экомаркировке MSC. Совместно с партнерами мы будем работать над дальнейшим повышением ее узнаваемости и ценности на рынке. Это означает, что мы будем уделять больше внимания работе с потребителем и повышению статуса MSC на ключевых рынках сертифицированных экологически ответственных морепродуктов.
В целом наш стратегический план заключается в том, чтобы к 2020 году доля мировых рыболовных промыслов, с которыми мы работаем, составила 20%, а к 2030 году – 30%. И мы надеемся, что Россия и в дальнейшем будет укреплять свои позиции в экологически ответственном рыболовстве.
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, журнал « Fishnews – Новости рыболовства»
Октябрь 2018 г.