Интервью

14 ноября 2008 года
Дмитрий  ДАНГАУЭР

Насыщение рынка далеко от идеального

Дмитрий ДАНГАУЭР, Генеральный директор «Русской рыбной компании»

Россия заинтересована в создании условий для формирования развитого внутреннего рынка рыбной продукции. О рыночных тенденциях и предпочтениях покупателей «Fishnews – новости рыболовства» беседуют с генеральным директором «Русской рыбной компании» Дмитрием ДАНГАУЭРОМ.

- Одним из показателей качества жизни на современном этапе является уровень потребления рыбы и морепродуктов населением. В связи с этим можно ли говорить об устойчивой тенденции роста потребления морепродуктов в России?

- Да, на сегодняшний день в России отмечен рост потребления рыбы и морепродуктов. Сейчас называются различные цифры: от 10% до 25% роста в год, по моему ощущению, это 17-20%. Данная тенденция обусловлена растущим благосостоянием российского общества. Также надо учитывать, что рыба – это наиболее экологичный и здоровый источник белка.

- На что сегодня помимо цены ориентируется покупатель в первую очередь? Или все-таки ценовой показатель – все еще основополагающий для большинства потребителей?

- Наиболее зависимыми от цены остаются наиболее бюджетные сорта рыб. В этом случае, вы правы, цена является определяющем фактором при совершении покупки. Но последние несколько лет мы наблюдаем тенденцию, когда самыми большими темпами растет потребление дорогих деликатесных сортов рыб. В данной категории определяющим фактором являются вкусовые предпочтения потребителей, нежели ценовой аспект.

- Какие изменения в предпочтениях Вы отмечаете на внутреннем рынке? Являются ли эти предпочтения характерными исключительно для россиян?

- Опережающий темп роста потребления приходится не на цельнозамороженную рыбу, а на различные виды филе, которые не требуют значительной переработки. Мы давно отметили эту тенденцию и активно разрабатываем это направление. Так, в 2007 году под собственной торговой маркой мы запустили в продажу филе хека, пангасиуса, тилапии, минтая. Этот ассортимент мы энергично продвигаем в федеральные и региональные торговые сети.

- В прессе идет активное обсуждение роста цен на топливо, что, по мнению многих, приведет к увеличению стоимости рыбы. Как вы считаете, отразится ли это на спросе на рыбу и морепродукты?

- Основной объем потребляемой рыбы все-таки приходится на недорогие столовые сорта. Я не думаю, что потребление в данном сегменте сократится, так как дорожают все продукты питания.

- Готовы ли отечественные потребители к новым видам продукции, насколько производители способны влиять на выбор и предпочтения?

- Насыщение нашего рынка настолько далеко до идеального, что появление на прилавках новых видов рыб находит живой отклик у российских покупателей. Если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим, что, например в Японии, очень популярен тунец. Считаю, что потребление тунца имеет также очень серьезный потенциал в России. В целом, население нашей страны из потребляющей самые дешевые сорта рыб переходит в состояние, при котором возникает возможность покупать дорогую рыбу.

- Как известно, значительная часть добытого промысловиками идет на экспорт в виде сырья, а затем возвращается на отечественный рынок уже переработанным продуктом. Правительством готовится административный вариант решения этой проблемы, а каковы должны быть экономические условия для скорейшего развития отечественной рыбопереработки, и нужно ли нам столько сырья?

- Наличие у нашей страны сырья – это наше стратегическое преимущество, которое мы до сих пор не научились правильно использовать. Ведь правильная организация отраслевой структуры даст возможность быть не только ведущей державой по добыче, но и одним из лидеров по рыбопереработке. Это значит десятки, сотни тысяч новых рабочих мест и колоссальный доход от добавочной стоимости, которая должна оставаться в нашей стране, а не уходить, например в Китай. Поэтому мы поддерживаем шаги, которые предпринимает наше государство в этом направлении.

В структуре Группы компаний «Русское море», куда входит «Русская рыбная компания», есть современный рыбоперерабатывающий завод, в ассортиментную линейку которого входит более 80 наименований. Осенью этого года «Русское море» представит ряд новинок. Мы понимаем необходимость развития производства готовой рыбной продукции внутри страны и постоянно работаем над развитием нашего производства.

- Если мы с каждым годом увеличиваем потребление рыбы, не съедим ли мы всю рыбу мирового океана?

- Выловы каждого вида рыб регламентируются межгосударственными соглашениями. За каждой популяцией наблюдают научно-исследовательские институты. Если популяция начинает страдать, то на вылов накладывается мораторий, который действует до полного восстановления вида. Так происходит в данный момент с мойвой. К тому же во всем мире активно развивается аквакультура. Важность этого направления понимаем и мы. В 2007 году Группа компаний «Русское море» приобрела Сегозерское форелеводческое хозяйство. Сейчас на этой базе создается современное хозяйство по выращиванию радужной форели. В начале этого года мы уже поставили радужную форель в торговые сети. Так что в данном случае я достаточно оптимистично смотрю в будущее.

- В чем, на Ваш взгляд, кроется причина успеха «Русской рыбной компании»?

- В первую очередь, это преданность своему делу и наличие команды единомышленников, которая на протяжении 10 лет шаг за шагом развивала этот бизнес.

Александр ИВАНОВ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Дмитрий ДАНГАУЭР, другие интервью.

23 марта 2011 года
Генеральный директор группы компаний «Русское море» Дмитрий ДАНГАУЭР

Российская рыба может стать лучшей

Дмитрий ДАНГАУЭР, Генеральный директор группы компаний «Русское море»

С выходом на относительную экономическую стабильность и ростом благосостояния потребителя заметнее стала проявляться его забота о собственном здоровье, в основе которого лежит здоровое питание. На этом фоне одним из самых перспективных в России становится рыбный бизнес. В то же время именно этот вид предпринимательской деятельности подвержен многим рискам – значительным колебаниям цен на сырье, удаленностью основных рыбодобывающих регионов от массового потребителя. Кроме того, у поставщиков сырья хватает своих проблем: недоловы, сезонность и прочее. Однако, как оказалось, и в этом море проблем можно прокладывать весьма успешный курс. Один из самых известных на рынке пищевой продукции бренд – «Русское море» доказывает эту возможность на собственном примере. Как в столь непростых условиях отечественного рыбного рынка удается сохранять позиции и держать марку – с ответов на эти вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства» начал разговор генеральный директор группы компаний «Русское море» Дмитрий Дангауэр.