Путина на западе набирает оборотыКак сообщил в минувший понедельник министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын, лососевая путина вступила в свою основную фазу. С субботы приступили к рыбалке на западной Камчатке. |
Объемы горбуши, как и прогнозировалось, достаточно большие. Массовые подходы рыбы отмечаются особенно в южной части – на реках Опала, Большая и чуть севернее. Если сравнивать с путиной 2010 года, то традиционно была сдача по 100 тонн лосося на невод, а уже к понедельнику некоторые невода берут по 300-350 тонн.
Сейчас рыбалка, если сравнивать с 2010 годом, идет с большим превышением. По данным Северо-Восточного теруправления и оперативной отчетности, если к 30 июля 2010 года вылов составил примерно 40 тыс. тонн, то к прошедшему понедельнику эта цифра выросла до 75 тыс. тонн. Можно сказать, что очень хорошо рыбачит и Озерная – там освоено уже более 11 тыс. тонн (почти в два раза больше, чем в 2010 году).
Рыбалка продолжается. Пока о предварительных итогах говорить рано. Но можно сказать, что прогноз отраслевой науки по нормальной рыбалке на западном побережье оправдывается.
Большая проблема – отсутствие необходимого количества принимающих и перерабатывающих судов. Правда, еще есть время, к тому же предприятия ориентировались на то, что рыба подойдет в начале августа – к 3 или 5 числу. Но подошла она немного раньше, поэтому не все компании успели подвести суда к районам промысла. Сейчас в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах, по данным Владимира Галицына, работают 63 судна. В основном предприятий Камчатки, Приморья, несколько с Магадана. Камчатские предприятия выставили суда по максимуму. Суточная переработка в море, по данным Северо-Восточного теруправления, в пределах 3 000 тонн. Но флот не справляется с объемом вылова. В понедельник промышленники докладывали министру, что вынуждены выпускать рыбу из ловушек, чтобы не подавить ее, потому что не хватает перерабатывающих мощностей, предложение превышает спрос в несколько раз. Остается ждать подхода других – еще 8 судов сейчас идут на запад Камчатки. Основной упор здесь делается на береговую переработку. В течение нескольких лет с момента закрепления рыбопромысловых участков, напомнил Владимир Галицын, было построено 9 заводов, в том числе 5, участвовавших в программе по субсидированию из краевого бюджета. Если в 2008 году на берегу была переработана 51 тыс. тонн, в 2010 году уже 83 тыс. тонн, то в этом году эта цифра, возможно, перевалит за 100 тыс. тонн. Большая часть лососей будет переработана на берегу. Главное, чтобы погода позволила эффективно сработать рыбопромышленникам. Была масса примеров в истории промысла на западе Камчатки, когда штормы мешали удачной рыбалке. К примеру, 2004 год, когда более 80 % неводов оказалось на берегу, перекрученные и разорванные. Насколько надежда на хорошую рыбалку оправдается, покажет время. Но в Усть-Большерецком районе в начале недели ожидается ухудшение погоды – синоптики прогнозируют подход циклона, усиление ветра, волны с моря. Только недели через две можно уверенно говорить о том, насколько оправдались прогнозы науки.
В Усть-Большерецком районе почти месяц работают общественные инспекторы. Оценка их деятельности неоднозначна. Где-то жалуются, что результаты неэффективны, в других же местах их работа людьми признается эффективной, есть реальные результаты. Надо сказать, что штатного состава теруправления не хватает, чтобы эффективно организовать контроль за промыслом – протяженность камчатских рек, их притоков и озер очень большая. К примеру, пропустили рыбу в реку Паратунка и теперь надо обеспечить ее заход на нерестилища. Потому что как только рыба начинает идти в реки, народ массово начинает идти к их берегам, не боясь ничего. Похоже, обращаться к совести таких горе-рыбаков бесполезно, сказал Владимир Галицын. Надо обеспечить контроль и охрану рек. При этом сами общественные инспекторы порой приезжают для осуществления контроля на реках, полагая, что им предоставят благоустроенные дома, питание, спальники. Но это не курорт, а тяжелая работа, говорит министр – надо не сидеть на месте, а передвигаться по рекам. Но для этого иногда не хватает даже лодок, машин, моторов, бензина. Постоянно приходится слышать о том, что браконьеров лишают лодок. Но эти плавсредства невозможно использовать в борьбе с браконьерским промыслом – изъятые лодки либо должны уничтожаться, либо реализовываться в доход государства.
Министр также рассказал, как проходила рыбалка на другом побережье полуострова. По его словам, предприятия востока Камчатки сработали великолепно. По Карагинской подзоне почти в 4 раза был увеличен объем вылова горбуши (если стартовый объем составлял 4 300 тонн, то сейчас это почти 18 тыс. тонн). При этом выделенные объемы были освоены пользователями практически полностью. Рыба подошла интенсивно и продолжает идти к восточному побережью до сих пор. Очень хорошо добывается кета – освоено около 7 тыс. тонн из выделенных 8 тыс. тонн.
В этом году эффективно сработал Усть-Камчатский район. В конце прошлой недели было принято решение о запрете промышленного промысла здесь, поскольку выделенный объем кеты был освоен на 100 %, освоение нерки составило 10,5 тыс. тонн. Но в пятницу был открыт промысел для спортивного рыболовства и для традиционных пользователей.
В целях регулирования захода рыбы на нерестилище реки Паратунка на прошлой неделе было принято решение о запрете промышленного и традиционного рыболовства общинами на всей акватории Авачинской губы. Также были закрыты участки для любительского и спортивного рыболовства. Было оставлено только два места лова – устье Авачи (так называемый холодильник «Галеас»), а также в районе бухты Завойко для традиционных пользователей. По данным науки, рыба заходит достаточно хорошо, но до нерестилищ еще не дошла.
Один из приоритетов при добыче лососей, сказал министр, это заполнение рек и нерестилищ, восстановление запасов лососей. Оценивая ситуацию с заполнением нерестилищ, Владимир Галицын также отметил, что хорошо была пропущена рыба на нерестилища реки Камчатка, значительный заход был в реку Большая. По данным науки, в Курильское озеро пропущено уже 1 млн. 163 тыс. экземпляров лососей (оптимальное заполнение – 1 млн. 200 тыс.-1 млн. 500 тыс.). При том, что рыбалка еще не полностью набрала обороты, заполнение Курильского озера очень хорошее, что позволяет надеяться на полноценный возврат лососей через несколько лет.
Журналистов также интересовало, ведется ли радиационный контроль за лососем, приходящим к берегам Камчатки. Владимир Галицын сказал, что разговоры об этом – просто способ экономического воздействия на деятельность предприятий. Сразу возникает проблема с реализацией рыбопродукции, цена на нее падает, и это играет на руку недобросовестным компаниям, которые скупают рыбу, чтобы демпинговать цены. Многие организаторы любительского и спортивного рыболовства пострадали от этого психоза, поскольку часть заранее спланированных туров с участием иностранцев оказалась невостребованной. Но ни разу за всю историю наблюдений не подтвердился факт увеличения радиологического фона рыбы или рыбопродукции, выловленной или произведенной на Камчатке. Никакого основания для беспокойства нет, заверил министр рыбного хозяйства края.