В рейс "под кайфом"Сейчас наркоманы есть среди любой категории людей, независимо от их профессии. Встречаются они и среди рыбаков. О том, как их выявляют, об их «предпочтениях» в получении «кайфа» мы беседуем с начальником оперативной службы управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю Сергеем Николаевичем ХОХРИНЫМ. |
- Есть ли статистика по наркоманам-рыбакам? Кто они по должности и возрасту? Случаются ли несчастные случаи из-за употребления наркотиков?
- Капитаны и старший плавсостав нам ни разу не попадались. В основном от рыбообработчиков до штурманского состава. Возрастная группа, как и везде, от 20 до 45 лет. Средний плавсостав не потребители, они в основном участвуют в организации поставок.
Несчастные случаи на производстве случаются. Но сказать о том, что пострадавшие были в состоянии наркотического опьянения, довольно сложно. На судне нет наркополиции, нет врачей, способных при оказании помощи отметить, был ли человек «под кайфом». В моей практике такого не было.
- Что употребляют наркоманы на судах?
- Традиционные наркотики каннабисной группы (производные от гашишного масла, марихуана). Они не дают сильного эмоционального воздействия, но, как поясняют нам потребители, от них увеличивается работоспособность, и запаха нет, в отличие от спиртного. На судах рыбной промышленности, особенно на тех, где есть рыбозавод и вахтовый метод работы, очень жестко относятся к употреблению алкогольных напитков. Те рыбаки, кому невтерпеж забыться, применяют зелье.
Сейчас самые страшные наркотики – синтетические. Состояние употребляющего их непредсказуемо – от веселости может моментально перейти к агрессии. Галлюцинации порой бывают до такой степени страшные, что человек может попытаться отрезать себе руку (если ему почудилось, что она начинает гнить) или выпрыгнуть за «улетевшей» в окно головой. К тому же употребляющие синтетические наркотики, живут очень недолго – угасают заживо в течение полугода.
- Как выявляются наркоманы-рыбаки?
- Судно находится в море, и у нас нет возможности контролировать потребителей. По приходе его в порт мы стараемся отрабатывать оперативную информацию, в основном по поставщикам. Пристальному контролю подвергаются суда не из экспедиций, а осуществляющие грузовые перевозки – они чаще бывают в регионах произрастания конопли. Хотя мы не отказываемся ни от какой информации о потребителях или поставщиках.
В основном потребители выявляются при прохождении каких-либо медкомиссий. Остатки наркотиков каннабисной группы по 2–3 недели сохраняются в биологической среде человека и могут быть выявлены при тестировании. Наркоманы «колются» не только в вены, расположенные в локтевом суставе. Они умудряются колоть в любую вену – между пальцев, под лодыжкой и в других местах, это тоже может послужить их выявлению.
Также мы не раз обращались к руководителям крупных рыбопромышленных компаний. Они очень заинтересованы в том, чтобы их судно не «засветилось» за границей с наркотиками. Ведь его потом могут просто не пустить в страну, где оно попало в поле зрения тамошней наркополиции. Очень жестко к проблемам с наркотиками относятся в Корее, Японии – тех странах, куда камчатские суда ходят на ремонт и перегрузы. Судовладельцы предоставляют нам судовую роль за 3–4 дня до отхода. Мы проверяем ее по нашим базам – есть ли среди членов экипажа лица, которые проходили по оперативной информации или административным материалам в качестве потребителей, советуем присмотреться к ним.
Непрофессионалу сложно выявить наркомана. Только если работать с ним в тесном контакте и хорошо знать человека, можно увидеть расширенные зрачки, сухость во рту, измененное эмоциональное поведение – несвойственная человеку веселость, активные действия. Опиумные наркоманы, наоборот, успокаиваются, им хочется подремать, расслабиться.
- Завозят ли морем на Камчатку наркотики?
- Если говорить о поставках наркотиков морским путем на полуостров, то имеется достаточно оперативной информации о том, что они поставляются на суда в экспедиции. И привозят их на перегрузчиках, которые часто бывают в Приморье, где традиционный наркотик более доступен. Естественно, его цена в море увеличивается. Контроль здесь может осуществляться только со стороны руководства судном. Уследить за всей командой сложно – при перегрузе запросто можно встретиться поставщику и потребителю и обменять деньги на товар.
- Как сотрудничаете с другими контролирующими органами?
- На судах не очень часто выявляют наркотики. Хотя везут их, я считаю, достаточно много. Потому что искать там наркотики даже с помощью собаки – все равно, что иголку в стоге сена. Собака тяжело работает на судах, потому что очень много резких посторонних запахов, к которым она не привыкла. И сложнее найти «хозяев» наркотиков, если вещества все же были обнаружены в трюме или машинном отделении. Проще отработать информацию таким образом, чтобы наркотики «вышли» на берег.
Мы не относимся к числу тех, кто участвует в открытии или закрытии границы для судов и не включены в состав досмотровых групп, но у нас есть соглашение с теми же пограничниками и таможней. Если имеется хорошая оперативная информация, которая требует проверки, наши сотрудники включаются в досмотровые группы, и мы имеем право во взаимодействии с пограничниками и таможенниками работать на судах. К тому же они, постоянно досматривая суда, лучше нас знают все «закрома», где можно спрятать запрещенное. Взаимодействие наркополиции, таможенников и пограничников приносит положительные результаты.